21 сентября 2016 года в МБОУ СОШ №8 г. Читы проводилась стажировочная площадка по теме «Библиотека как компонент современной информационно-образовательной среды школы». Данная тема представлена содержанием модуля дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. В стажировке приняли участие сотрудники информационно-библиотечного отдела ИРО Забайкальского края, заместители директоров школ, библиотекари школ города Читы, педагоги школы №8.
После регистрации, участников стажировки приветствовали стихами библиотекари и участники хореографического ансамбля школы, которые исполнили библиотечный рэп. Была предложена презентация и экскурсия по библиотеке.
Программа стажировки включала работу по трём модулям: «Информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения», «Библиотека как информационный и культурно-образовательный центр школы», «Формирование информационной грамотности участников образовательного процесса». Практические задания для стажёров предполагали анализ занятий уроков, участие в работе мастер-классов, работу с образовательными ресурсами Интернета, сайтом библиотеки.
Участники стажировки прослушали лекции и.о. директора школы Зоц И.Н. «Нормативно-правовая база создания информационно-библиотечного центра школы», где подробно были озвучены необходимые документы для создания в школе ИБЦ, предложена дорожная карта. Библиотекарь Развозжаева О.Ю. представила презентацию-практикум «Внедрение информационных технологий в работе школьной библиотеки как требование ФГОС». Она поделилась опытом работы по внедрению ИКТ, создании банка методических материалов для учителей школы, инновационных форм и методов работы школьной библиотеки в сотрудничестве с педагогами. Стажеры приняли участие в практической работе «Образовательные ресурсы Интернета».
Учителем информатики Харитоновой Г.С. проведена консультация по созданию и наполняемости сайта школьной библиотеки.
Консультацию-презентацию по работе в социальных сетях участников образовательного процесса продемонстрировала координатор детского движения Дадукина А.Н.
Второй модуль начался лекцией зам. директора по науке Бахметьевой Е.А. «Сотворчество как условие совместной поисково-исследовательской и творческой деятельности». Она рассказала о координации библиотеки с музеем школы, МО учителей-предметников; о творческих проектах школы, в которых участвуют библиотекари. Библиотекарь Солдатова Г.Г. показала работу с активом школьного музея, провела мастер-класс с учащимися 5-го класса по изготовлению глиняных сосудов без гончарного круга.
С консультацией « Использование информационных ресурсов школы для организации работы по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей» выступила зам.директора по воспитательной работе Галимова Е.М.
Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся. Эта работа проводится и в урочной и внеурочной деятельности. При этом используются разнообразные технологии: дискуссионные, игровые, проектные, тренинговые. В качестве примеров стажерам был проведен интегрированный урок-дискуссия по литературе в 11 классе «Что это было: любовь или сумасшествие» по произведению А.Куприна «Гранатовый браслет». Урок провели учитель Шайдурова О.В. и библиотекарь Развозжаева О.Ю.
Третий модуль был посвящён воспитанию квалифицированного читателя. Урок информационной грамотности в 3 классе «Вселенная в алфавитном порядке» провели учитель Двинянина Л.В. и библиотекарь Солдатова Г.Г. На примере урока было продемонстрировано, как научить детей работать с различными энциклопедиями и словарями.
Большую заинтересованность у стажеров вызвала технология проведения чемпионата по чтению вслух «Страница». Был проведен мини- чемпионат среди стажеров.
По окончании стажировки слушателями были определены проблемы и перспективы организации ИБЦ школы.
Наиболее яркие впечатления слушателей по окончании стажировки можно представить следующим образом:
- Степень эффективности стажировочной площадки самая высокая, мы увидели различные формы и методы в рамках системно-деятельностного подхода; как происходит становление ИБЦ школы;
- В школе работает единая команда творческих людей по созданию информационно-библиотечного центра;
- Самое главное – дети учатся работать и с книгой в бумажном варианте и с электронными источниками на основе развития мышления и творческих способностей;
- Работа площадки эффективна как с практической, так и с научной точки зрения, все пригодится в педагогической и библиотечной практике;
- Видно, что педагоги и библиотекари школы работают системно над формированием информационной грамотности учащихся;
- Позволяет по новому взглянуть на организацию образовательной деятельности по данному направлению в соответствии с требованиями ФГОС.
Удовлетворенность программой стажировки свидетельствует о том, что степень личной заинтересованности участников достаточно высокая, поэтому можно предположить, что на практике стажёры смогут применить формы организации совместной информационно-библиотечной деятельности педагогического и ученического коллектива по формированию современной информационно-образовательной среды школы.