27 сентября на заседании «Правительственный час» в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации выступила глава Минобрнауки России О.Ю. Васильева. В своем докладе Министр представила основные направления реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году и обозначила предстоящие задачи.
— Все ступени отечественного образования сегодня – это колоссальные цифры. У нас более 30 миллионов детей и молодежи, которые обучаются в почти 90 тысячах образовательных организациях, которые дают стране более 5 миллионов рабочих мест. Ключевая задача Министерства – это обеспечение доступности и качества образования, так как это необходимо стране, экономике, людям, а также мы четко осознаем, что это необходимо всем отраслям производства сегодня, — сказала Министр.
О.Ю. Васильева информировала, что по уровню федерального бюджета, учитывая субсидирование регионов, в 2017 году расходы по разделу «Образование» увеличились до 595 млрд рублей, что на 54 млрд превышает уровень 2016 года. Растут расходы и на государственную программу «Развитие образования». В 2016 году они составили 430 млрд рублей, в 2017 году — 448 млрд рублей, в 2018 году планируется увеличение до 481 млрд рублей.
Ольга Юрьевна дала подробный анализ происходящих изменений по каждому уровню образования.
— Ключевое положение майских указов Президента – 100-процентная доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. В среднем по России на 1 сентября текущего года этот показатель составляет 98,5 процентов. Показатель доступности в 100 процентов достигнут в 60 регионах, есть регионы, где дефицит мест ощущается, мы ведем точечную работу. В 2016 году за счет реализации мероприятий региональных «дорожных карт» было создано 97 тысяч мест, в том числе для детей в возрасте до 3-х лет, в 2017 году также обеспечивается строительство детских садов. Так, например, Республике Крым и Севастополе на эти цели выделяется 8 млрд рублей из федерального бюджета, — информировала Министр.
Она отметила, что прорабатываются пути выделения средств и создание дополнительных мест в ясельных группах, что является важной социальной проблемой.
— В этом году 1 сентября за парты село 1 миллион 800 тысяч наших первоклашек, это на 110 тысяч больше, чем в прошлом году, а всего в России в школы пошло 15 миллионов 200 тысяч учащихся. И наша задача обеспечить всех местами и создать максимально комфортные условия для обучения. В 2016 году в школах было создано 168 тысяч новых мест, нам удалось сократить третью смену с 22 тысяч до 8,9 тысяч обучающихся, — сообщила Ольга Юрьевна.
Министр отметила, что с 2014 по 2016 годы было выделено 5 млрд рублей, в том числе 1 млрд 600 тысяч в 2016 году на улучшение условий в сельских школах.
— Благодаря этому отремонтированы спортзалы, созданы современные спортивные площадки, обновлен инвентарь. Мы продолжаем проект в 2017 году и планируем 2018 год, — сказала глава Минобрнауки России и уточнила, что бюджетные ассигнования на реализацию проекта в 2017 году составили 1,5 млрд рублей, а в 2018 году планируется выделение 1 млрд 400 млн рублей.
О.Ю. Васильева отметила проблему физического износа школьных зданий, так как большинство школ построено 40-50 лет назад.
— С 2017 года проблема строительства школ решается в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников». В текущем году регионам было перечислено субсидий общим объемом 25 миллиардов. Таким образом, за счет федерального бюджета, а также региональных программ 1 сентября 2017 года открылось 76 новых школ, до конца года будет открыто еще 94, в них смогут обучаться 100 тысяч ребят, — подчеркнула она.
Министр добавила, что в целях обновления парка школьных автобусов в федеральном бюджете 2017 года предусмотрено 3 млрд рублей.
— 1 сентября 2016 года в силу вступили ФГОС начального и общего образования для детей с ОВЗ. Мы развиваем структуру и создаем базу инклюзивных школ. По итогам 2016 года таких школ стало 10 тысяч, это более 21 процента от общего количества. Мы продолжаем развивать сеть специализированных образовательных организаций, — обратила внимание Ольга Юрьевна.
Министр коснулась проблемы необходимости создания и сохранения единого образовательного пространства.
— Создание и сохранение единого образовательного пространства невозможно без трех шагов. Первый шаг – это наполнение стандартов. Новые стандарты носят понятный содержательный характер. Базовое содержание каждого предмета должен пройти каждый ребенок. При этом у школы остается право вариативности. Второй шаг – новый подход к федеральным учебникам. На сегодняшний день в федеральном перечне находится 1377 учебников. Это очень много. Мы оставим по каждому предмету не более 2-3 линеек учебников, среди которых обязательно должны быть базовая и углубленная версии. Третий шаг – управление содержанием – постепенное переподчинение школ регионам, — обозначила О.Ю. Васильева.
Министр особо подчеркнула, что плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть «выстраивается жестче и четче», и финансовая сторона становится более прозрачной. Она отметила, что решение данного вопроса будет проводиться не технически, а «с учетом особенностей каждого региона».
В ходе выступления Ольга Юрьевна коснулась темы ЕГЭ.
— ЕГЭ сегодня отличается от того экзамена, который был раньше. Мы убрали тестовую часть, кроме устной части на ЕГЭ по иностранному языку. В этом году 66,8 баллов – это средний результат по стране. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году и четвертый год у нас нет утечек контрольно-измерительных материалов. Уверена, что те знания, которые показали ученики на ЕГЭ – это их реальные знания, — сказала она.
Министр сообщила, что в настоящее время обсуждается участие конкретных регионов, в которых в следующем году в качестве пилотного проекта будет введена устная часть по русскому языку в 9-м классе.
— Через два года планируем распространить эту практику по всей стране, уже подготовлены необходимые рекомендации, — сказала О.Ю. Васильева.
Ольга Юрьевна также коснулась вопроса обеспечения сферы образования кадрами:
— Сегодня у нас процент нехватки учителей 1,1 процента. Сейчас много молодых учителей до 35 лет, это фактически каждый четвертый из более чем миллиона учителей, которые работают в школах.
Министр отметила, что особое значение имеет работа по развитию профессиональных компетенций учителя. В соответствии с поручением Президента России Министерство ведет работу по формированию национальной системы учительского роста (НСУР). Ольга Юрьевна информировала, что план мероприятий по формированию и введению НСУР был утвержден в июле текущего года. Она сообщила, что процедура аттестации учителей будет более объективной и открытой. С этой целью разрабатываются единые федеральные оценочные материалы.
— Заостряю ваше внимание на том, что на этапе апробации и совершенствования системы, учителя смогут самостоятельно определять тот формат аттестации, который им больше нравится, то есть проходить аттестацию либо с использованием единых федеральных оценочных материалов, либо в существующей сейчас традиционной форме, — сказала Министр.
Ольга Юрьевна уточнила, что в сфере дополнительного образования существенная работа ведется в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
— Мы работаем над созданием детских технопарков «Кванториум». Сегодня работают 24 кванториума в 19 регионах, к концу года их должно стать 40. Особая задача — выявление талантливых детей. В 2017 году мы провели Всероссийскую олимпиаду по 24 предметам, в ней участвовало 6 миллионов детей, — сообщила она.
Важными направлениями работы Министерства в 2017 году О.Ю. Васильева назвала обеспечение детского отдыха и оздоровления детей, проведение профессиональной ориентации с самого раннего возраста. В качестве задач она также обозначила реализацию приоритетных проектов в рамках высшего образования – «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда». Реализация проектов позволит создать на базе ведущих вузов страны центры инновационного, технологического и социального развития, вовлечь россиян в освоение онлайн-курсов и увеличить количество иностранных студентов в отечественных высших учебных заведениях.
После доклада О.Ю. Васильева ответила на вопросы депутатов Госдумы Российской Федерации.
Источник: http://минобрнауки.рф