Из практики реализации модели наставничества «педагог-обучающийся» Дондокова Ц.Лх
Публикации юных ученых в международном научном журнале «Юный ученый»
2017 |
Творчество как основа позитивной социализации детей в «Школе юного исследователя» |
Публикация |
Четырнадцатые Сократовские педагогические чтения, посвященные 120-летнему юбилею Л.С. Выготского – Чита: ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». С. 51-52 |
Творчество как основа позитивной социализации детей
в «Школе юного исследователя»
Дондокова Ц.Л., к.п.н., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дульдургинская СОШ №2»
С позиции новой философской концепции образования целью должны быть высокая общая образованность творческого человека. Поэтому проблема создания максимально благоприятных условий для социализации детей во урочной и внеурочной деятельности является важной социально значимой задачей.
Л.С. Выготский указывал на особую важность культивирования творчества в школьном возрасте. Он утверждал, что «создание личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающемся в настоящем» [3, с. 318]. По мнению ученого, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. «В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим» [2, с. 74]. Эту многомерность субъектно-личностного мира растущего человека Л.С. Выготский подчеркивал неоднократно, считая, что в каждом «заключено гораздо более возможностей жизни, чем те, которые находят свое осуществление».
Мы принимаем идеи духовно обусловленной деятельности, в процессе которой одновременно идет процесс человекотворчества. В «Школе юного исследователя» совершенствование творческого опыта учащихся является деятельностью полисубъектов (педагога и юных исследователей) в едином образовательном пространстве «школа-село», где главное – увлечь учащихся в творческий мир, забота о рождении знаний учеником, творение собственного опыта. В этих условиях школьник не только сочинит сказку, похожую на народную, но и выскажет собственную версию о происхождении мира, создаст свою таблицу умножения, выведет природную закономерность. В результате развивается эмоциональная сфера ученика, осознается целостность мира. Сила социального чувства в том, что деятельность школьников (учебная и досуговая) предлагает задуматься над проблемами окружающей жизни, осознать их в процессе построения знания.
Ребенок живет, учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу, поэтому уместно вспомнить слова И.Н. Сиземской о том, что если образование есть приобщение человека к накопленным человечеством культурным богатствам, в том числе и его собственным народом, то процесс обучения с необходимостью обращается к этим последним [4, с. 46].
Благодаря повседневной работе учителя юный исследователь погружается в содержание образования, которое включает в себя культуру человечества. Все его составляющие требуют эмоционального отклика школьника, собственного осмысления и поиска, оценочной творческой деятельности, совершенствования творческого опыта в ситуациях не стимулированной деятельности, обеспечивающей «моральное последействие» искусства (духовность личности), «познавательное последействие» (установку для последующих действий, организацию поведения субъекта), нацеленность на исследовательскую деятельность в области краеведения, на социально значимый творческий опыт и самодвижение субъекта. Таким образом, учитель не только учит, но и помогает учиться и совершенствоваться, опираясь на сферу приложений своих интересов, знаний, умений, творческих замыслов. Созданное творческое образовательное пространство — педагогически неповторимое, уникальное пространство взаимодействия мира взрослых и мира детей в Мире Природы, Искусства, Мире «Другого», в том числе Мире жителей села, других народов, Мире русского и родного языков, — способствует продуцированию школьниками собственного, неповторимого «живого» знания.
Практика показывает, что педагог может успешно применять любые формы и технологии, соответствующие целям и задачам образования, развитию и совершенствованию творческого опыта учащихся. А системность работы учителя по совершенствованию творческого опыта учащихся повышает результативность обучения, способствует целостному воздействию на личность ученика, его творческий опыт, обеспечивает преемственность результатов разных подсистем образования.
Каждый ученик должен видеть, что его наука вписывается в большую Науку, а искусство – в Мир. Л.С. Выготский советовал находить и решать неизученные проблемы, образно представлять то, что пока “не пришло в голову” никому другому. По сути, ученый выдвигал проблемы опережающего образования и “живого” знания, объяснения которых появятся гораздо позднее.
М.Н. Ахметова подчеркивает, что о творчестве построения «живого» знания можно судить по описаниям практического опыта. Ученый предполагает, что творчество учителя и обучающихся при построении «живого» знания объединяет и связывает потребность самообразования, самодостаточности и самоопределения, ценности, востребованные будущим [1, с. 103–113].
Как показывает практика, социализация детей через творческую деятельность является эффективной. Свидетельством тому служит осмысление юными исследователями своего «я» как творца культурной стороны собственной творческой деятельности, умение организовать себя как деятельностную личность, умение работать в коллективе и самостоятельно, построение ими «живого» знания, проявление своего внутреннего мира для других.
Таким образом, исследования трудов ученых показывают, что творчество является основой позитивной социализации детей.
Литература:
-
Ахметова М.Н. Построение «живого» знания как стратегическая цель опережающего образования // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8.
С. 103-113. -
Выготский Л.С. Педагогическая психология / М.: АСТ: Астрель: Люкс. 2005. С. 671.
-
Выготский Л.С. Психология развития ребенка / М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. 512 с.
-
Сиземская И.Н. С.И. Гессен: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным» // Педагогика. 2002. № 4. С. 44–50.