Первый опыт наставничества

Как советы учителя учителей Д.К. Ушинского пригодились в моей педагогической практике

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского Он один из лучших педагогов в мире. О его величии известный историк Л.Н. Модзалевский написал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор». Константина Дмитриевича называют учителем русских учителей, наставником.

Мне близки слова Константина Дмитриевича: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях… педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств». Хотя прошло много времени с тех пор, изменились условия труда, требования к нему, иначе представляются современное детство и в иных характеристиках даются образовательные результаты, но не потеряло актуальности понимание  К. Д. Ушинским сути основной задачи обучения.

Если учитель хочет овладеть искусством педагогического мастерства, то он непременно должен ознакомиться с его статьями, потому что в его трудах можно найти ответы на все на наши вечные вопросы: «Чему учить? Как учить? Они актуальны и востребованы в наши дни, так как они составляют золотой фонд знаний о воспитании, обучении и образовании подрастающего поколения.

Я работаю в школе 37 лет, и за это время я набралась опыта, стала уже наставником молодых учителей. Опыт наставничества составляет уже 18 лет.

Напрашивается вопрос: «Над чем же необходимо работать современному учителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства?» На этот вопрос нет однозначного ответа. Современному человеку важно уметь анализировать своё состояние, осознавать свои потребности и интересы, знать, какими ресурсами он обладает и как их можно использовать.

Как показывает моя практика, самое главное, что должен сделать молодой педагог — это овладеть технологией self skills т.е. научиться заботиться о себе, сохранить свое физическое и ментальное здоровье. Потому что учителя часто испытываем чувство тревожности, мы переживаем цифровую трансформацию, вынуждены постоянно актуализировать свои знания, несмотря на это стремимся к достижению личного и профессионального успеха. Как считают ученые, в частности Татьяна Ковалева: «Развитые self skills — это рациональное распоряжение своими ресурсами; самостоятельный и осознанный выбор своей роли в этом мире и определение личных приоритетов; возможность придерживаться своего индивидуального пути и личного выбора; понимание нужного момента для актуализации знаний и умений».

Обратимся к словам К.Д. Ушинского: «Искусство воспитания опирается на науку… Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей… Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно…». Отсюда, второй момент учитель должен хорошо знать не только педагогику, но и психологию, методику преподавания предмета, и отсюда следует, что учитель должен понимать ученика, владеть педагогическим тактом, развивать ученика, молодого учителя и их творческую индивидуальность. Думаю, что все это помогло мне найти общий язык с моими учениками.

У меня много учеников, выпускников. Вспоминаю историю, которая уже обрастает легендой. Сидела у меня на уроках одна тихая девочка, ни с кем сильно не общалась. Она жила в своем мире. Я обратила на нее внимание, стала за ней наблюдать, изучать ее интересы, поддерживать на уроках. Затем пригласила ее в научное общество учащихся «Искатель», шестиклассницу, младшего подростка, который не знал в то время, не имел ни малейшего представления, что такое исследование, как его проводить, как писать исследовательскую работу, как ее защищать. Для начала мы поговорили, выбрали тему «Роль диалектизмов в рассказах забайкальских писателей», и она начала ее изучать ее. Даже не представляете! Во что это исследование вылилось! Ни за что не догадаетесь! В кандидатскую диссертацию «Лакуна как феномен межкультурной коммуникации: на примере бурятско-русского взаимодействия», которую она успешно защитила в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете в 2011 году. Я учила ее писать статьи, мы вместе участвовали в разных научно-практических конференциях… Думаю, что учитель, даже не подозревая об этом, воспитывает ученика своим примером, творческим отношением к жизни.

Б. в 2007 году окончила вуз, стала учителем, приехала работать в родную школу. Меня назначили ее наставником. Для меня это было первое наставничество. Я вместе со своими коллегами ввела ее в мир благородной профессии учителя, поделилась секретами педагогического мастерства, стала первым учителем-наставником, старшим товарищем, коллегой и открыла ей удивительный мир школьного учителя.

Расскажу вам всё по порядку. Мы с ней спланировали свою работу, которая впоследствии принесла свои плоды. Итак, за три года работы в сельской школе она стала одним из самых любимых и востребованных учениками педагогов, трижды победителем окружного конкурса «Портфолио учителя английского языка» в 2007, 2008 и 2009 гг., победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства «Молодой учитель 2010 года» в номинации «Молодой учитель-новатор», учителем высшей квалификационной категории, кандидатом культурологии. И всё это время я была рядом с ней, давала ценные советы (так я думаю), к которым она прислушивалась: научиться заботиться о себе, изучить труды великих педагогов и психологов, методистов, читать художественные книги, овладеть методикой преподавания предмета, а в первую очередь, — любить ученика, а также то, что преподаешь. Учила ее писать научные статьи… И что думаете, на этом я не остановилась и сподвигла ее на дальнейшие подвиги!

Став преподавателем высшей школы, она стала успешным педагогом. Ее студенты выступали с докладами на конференциях, становились победителями, обладателями городского округа п. Агинское и губернатора Забайкальского края, лауреатами всероссийского конкурса «Лучшая студенческая статья», их статьи опубликованы в приложении научно-методического журнала «Концепт», успешными по жизни людьми. А за эти годы она реализовала много проектов, такие, как «Введение в лакунологию». Баирма стала победителем всероссийского конкурса среди преподавателей английского языка за разработку схемы подготовки ЕГЭ по английскому языку. Среди ее достижений – лауреат премии главы городского округа п. Агинское в номинации «Наука и образование», победитель конкурса «Лучший преподаватель года БГУ -2013». Ею написаны научные статьи, изданы монографии. Ее пособие «Лакуна в межкультурной коммуникации» одержало победу на международном отраслевом конкурсе издание высших учебных заведений «Университетская книга -2014» в городе Казани. И еще много таких счастливых моментов, связанных с наукой в ее жизни.

Думаю, что я справилась с задачей воспитания творческого и успешного ученика, учителя. И с тех пор являюсь наставником для своих коллег.

Таким образом, современному учителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства, научиться заботиться о себе, необходимо много работать над собой, любить то, что преподаешь, овладевать педагогическим тактом, понимать ученика (наставляемого), направлять его, изучать государственные документы об образовании, вырабатывать ценностно-смысловую позицию, в том числе читая труды великого педагога: К.Д. Ушинского и др.

Дондокова Ц.Л., учитель русского языка и литературы

МАОУ «Дульдургинская СОШ №2».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *