Звук [щ’], буква Щ щ
Учимся читать, понимать прочитанное, пересказывать.
Первоклассники и в школе, и в жизни постоянно встречаются с разными форматами текстов:
️сплошные (предложения, абзацы,…);
️несплошные (таблицы, графики, диаграммы, объявления,…).
Например, таблицы нам помогают учиться понимать тему, основную мысль текста, а также развивают умение пересказывать.
Л.Н.Толстой «Два товариша»
Девочкам и мальчикам была предложена пустая таблица. Внимательно рассмотрели.
Прочитали текст в учебнике (сначала учитель, затем дети). Выяснили значение непонятных слов.
Поработали над заголовком текста, записали в верхнюю пустую строку.
Определили тему, основную мысль текста. Поразмышляли над поступками мальчиков. Высказали свои мысли.
Затем искали в тексте, читали, записывали слова — действия первого мальчика.
Далее искали, читали и записывали слова — действия второго мальчика.
Потом вырезали и приклеивали карточки с репликами героев.
Основную мысль выделили красным цветом.
Слева составили и приклеили пословицу, которая соответствует основной мысли замечательного литературного произведения «Два товарища».
Ребята выходили в доске, пересказывали, используя таблицу.
Пересказ — нелёгкое дело.
Дети стараются.
Во всех смыслах полезное упражнение для первоклассников.
Обучение грамоте. Звук [ц], буква Ц ц
Игра «Слово рассыпалось»
Цель: развитие навыков составления и чтения слов; развитие концентрации и распределения внимания (см. карусель)
🔴 Трудно…
Не все первоклассники сами справились…
Научимся. У нас все ещё впереди.
Повторили сведения о звуке [ц].
Прочитали отрывок из замечательной детской сказки «Мойдодыр» (К. И Чуковский)
Выяснили смысл непонятных слов.
Обсудили основную мысль.
Вспомнили о правилах личной гигиены.
Учились распознавать слова, которые обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов.
Помогла вновь таблица.
Первоклассники сначала вырезали слова на карточках, прочитали.
Затем вырезали по контуру пустую таблицу, вклеили в тетрадь.
Прочитали сведения, написанные в верхней строке.
Обратили внимание на то, что в таблице два столбика.
Очень быстро догадались, будем распределять слова на две группы (см. карусель).
❓А на какие две группы?
❗Опять быстро сообразили! Есть же подсказка в верхней строке таблицы!
🔷️ Дети распределили слова, приклеили. Вновь прочитали. Сформулировали вывод: слово, отвечающее на вопрос: кто? что?, обозначает предмет.
Кто? (одушевленный предмет)
Что?(неодушевленный предмет)
К каждому слову- предмету подобрали слово — признак (второй столбик), проговорили вопросы к ним.
👍❗Некоторые первоклассники подметили, что сегодня в таблице в первом столбике есть только слова, которые отвечают на вопрос: что?
Неодушевленные предметы.
Молодцы!
А слова — действия ребята искали в тексте, проговаривали устно. Учились ставить к ним вопросы.
Полезное упражнение во всех отношениях.
Теперь уже лучше работаем с бумагой и ножницами. Результат виден.
Формируем у первоклассников первоначальное представление о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я.
Буква Ю ю
Звуки [й’ у], [у]
🔹️Запомнить очень сложное правило ребятам помогает работа с таблицей (фото с двух уроков).
🔸️Девочки и мальчики теперь быстро, аккуратно вырезают таблицу по контуру. Приклеивают в тетрадь. Стараются.
🔹️Работу мы усложнили: готовых карточек со словами нет.
Первоклассники самостоятельно находят слова на страницах Азбуки.
Очень полезное упражнение:
❗нужно прочитать слово медленно;
❗определить, есть ли в нем буква Ю;
❗определить положение буквы Ю в слове;
❗объяснить её роль в слове;
❗записать слово в определённую ячейку таблицы;
❗подчеркнуть букву Ю красным цветом;
❗проговорить правило, используя составленную таблицу (см. карусель).
Работу над двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я мы ведём системно.
Многие ребята осознают правило.
Но ошибки ещё пока есть.
Мы только в первом классе. Всё ещё впереди. 🙂
Говорим о том, как можем помочь птицам зимой.
На сайте Pinterest.ru есть замечательная поделка- кормушка.
Вырезали, сгибали по линии, приклеивали крылышко, раскрашивали.
Отгадывали загадки, доказывали свое мнение.
Доработали идею: составили карточку в виде книжечки.
Добавили лист с изображением птиц, прописали слова — названия. Подметили, что в названиях есть сочетание -оро-, выделили красной пастой, подчеркнули.
Буква Г г
Звуки [г’], [г]
Одно из заданий учебника:
«Составь рассказ о зиме, используя слова»
Читали, выясняли лексическое значение каждого слова.
Использовали игру со словами.
В солнечный зимний день снеговик слепил снежки и написал на них слова. А некоторые буквы решили поиграть и спрятались.
С помощью учебника найдите и запишите исчезнувшие буквы.
Затем первоклассники вновь читали слова и составляли небольшой текст о зиме.
Ребята вырезали, сгибали бумагу, клеили, читали, находили пропущенные буквы, записывали их.
Составляли предложения, связанные между собой по смыслу.
Девочки и мальчики подметили, что работа с книжечкой очень понравилась.
Книжечка получилась так: снеговика вырезали по контуру карточки. Серая полоса слева около снеговика — место склеивания. Приклеили.
Затем вырезали карточку со словами и приклеили к тетрадному листку.
На переменах раскрашивали цветными карандашами картинки.
Вне сомнения, разные виды деятельности на уроке позволяют повысить мотивацию детей к урокам обучения грамоте.
Буква Я я
Звуки [ й’а], [а]
Читаем сведения о букве и звуках в учебнике. Очень трудно для понимания.
Работаем с таблицей — опорой.
Предлагаю первоклассникам внимательно рассмотреть пустую таблицу.
Читаем сведения в первой строке.
Читаем сведения в первом столбике.
Читаем слова, которые даны в отдельной карточке, объясняем смысл этих слов.
Объясняем, сколько звуков обозначает буква Я в каждом слове, доказываем.
Переходим к заполнению таблицы.
Вновь читаем первый столбик, первую строку.
Далее дети ещё раз прочитывают, разрезают карточки со словами, подчеркивают букву Я красной пастой, определяют, в какой ячейке таблицы нужно разместить и наклеивают.
Таблицу размещают в творческой тетради.
Самопроверку выполняют с помощью документ- камеры.
Во второй половине урока и на переменах ребята работают с заколдованным квадратом (спрятаны слова с буквой я)
Находят слово, закрашивают цветными карандашами.
С одной стороны слова, а с другой — украшение для новогодней ёлки. Скоро Новый год!
Работа с таблицей — опорой помогает запомнить сведения о букве Яя, о звуках [й’а], [а]
Вновь на уроке развивали мелкую моторику рук(вырезали, клеили)
Читали, рассуждади, высказывали свои предложения, доказывали.
Дети сами подметили, что работать с заколдованными квадратами очень интересно.
Чтение слов, текстов с буквой З з
📚 Задание: слова в предложении потеряли свои места. Восстановите порядок слов в предложении (см. фото)
🔸️Восстановили порядок слов в предложении
🔸️Повторили сведения: начало предложения пишем с заглавной буквы; в конце — ставим точку (вопросительный знак или восклицательный знак);
слова в предложении пишутся отдельно; предложение выражает законченную мысль
🔸️Давали характеристику звукам [з’], [з]
🔸️Делили слова на слоги, определяли ударные слоги
🔸️Вырезали, клеили.
📚 Особенно первоклассникам понравилось искать слова в заколдованном квадрате.
Нужно найти слово с буквой з, прочитать и закрасить цветными карандашами
💯 Данное упражнение направлено на концентрацию и устойчивость внимания, на повышение интереса к чтению.
Чтение текстов и слов с буквами М,м
🔷️ Урок начался с заколдованных слов
Дети восстановили порядок букв в словах.
Заметили, что в слове «машина» [м]- согласный, звонкий, твёрдый
А в слове «времени» [м]- согласный, звонкий, мягкий.
🔶️ Под красивую музыку Е.Крылатова отправились на машине времени (кстати, машина времени из замечательного фильма «Гостья из будущего «) в XIX век для того, чтобы прочитать одну страницу из Азбуки, которую составил КД.Ушинский (см. ссылку выше).
🧑🏫👩🏫 Читали слова с буквой м. Объясняли значение.
🔷️ Справились ли дети XXI века с таким заданием? Да!
🔶️ Затем вернулись к современной Азбуке.
Работу над текстом «Кролики» провели с помощью таблицы — опоры (см. фото). Рассказывали, что делали Максим и Ира.
🎯 Читали слова с буквой м, предложения.
🔸️ Давали характеристику звукам.
🔹️Обосновывали свои умозаключения.
️Находили ответы на поставленные вопросы. 🔹️Вырезали, клеили.
💯 Задействовали все каналы восприятия информации: зрение, слух, тактильные ощущения.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом.
Функциональная грамотность помогает человеку адаптироваться во внешней среде. Один из компонентов функциональной грамотности — читательская грамотность (находить и извлекать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; использовать информацию из текста).Сегодня мои первоклассники учились находить, извлекать, использовать информацию из текста, а также рассуждать, вступать в учебный диалог с одноклассниками.
УМК «Школа России»
Задание: прочитай текст. Продолжи предложения. Соотнеси рисунки и предложения (см. фото)
Ребята получили две карточки: начало предложения и слова, которыми нужно дополнить предложения (см. фото
🔷️ Девочки и мальчики вырезали карточки
🔶️ Затем ещё раз читали текст
🔷️ Находили слова
🔶️ Извлекали из текста (резали вторую карточку)
🔷️ Использовали слова из текста для составления предложений (приклеивали) (см. фото)
🔶️ Подчеркивали красной пастой буквы, которые обозначают гласные звуки
🔷️ Определяли количество слогов в словах
🔶️ Определяли ударные слоги
🔷️ Подчеркивали большую букву в именах собственных.
Учимся читать и понимать прочитанное
В Азбуке (УМК «Школа России») дано правило о букве Ее, которое трудно запоминается и усваивается первоклассниками (см. фото)
Мы учились работать с таблицей (см. фото). Данный приём помогает детям учебный материал структурировать, упорядочивать, осознавать.
Первоклассники наблюдали, сравнивали, размышляли, объясняли, делали выводы. Вырезали, клеили.
️Определяли, где в слове стоит буква Ее, подчеркивали красным цветом. Приклеивали в определённую ячейку.