Приём сложения двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, состоит в том, что первое слагаемое дополняется до 10 и к полученному десятку прибавляем оставшиеся единицы второго слагаемого. От детей требуется понимание приёма вычисления и умения разложить второе слагаемое на два таких числа, из которых одно служило бы дополнением первого слагаемого до 10.
Например, складывая 8 и 7, ребёнок должен:
а) знать, сколько единиц не хватает у 8 до 10;
б) уметь быстро разложить 7 на два таких числа, из которых одно было бы 2, а другое 5.
К сожалению, не все первоклассники успешно усваивают данный алгоритм.
На уроках используем много наглядного материала (предметные картинки, счётные палочки, абак), а также задания, которые помогают детям ликвидировать пробелы в знаниях (состав чисел первого десятка) и усвоить сложение двух однозначных чисел с переходом через десяток.
Например, на этапе устного счёта используем вопросы (дети показывают ответ с помощью счётных палочек):
Сколько надо прибавить к 9, чтобы получить 10?
Сколько надо прибавить к 8, чтобы получить 10? (ссылка на карточку).
Подобные вопросы можно использовать во время математического диктанта.
Хорошим упражнением является нахождение значения числового выражения с вопросительным знаком (ссылка на карточку).
6 + ? = 10 10 — ? = 3
? + 7 = 10 15 — ? = 10 (приём Пчёлко А.С.)
Применяем в работе абак — считалочку (приём Лысенковой С.Н.). Например: 6+5. Рассуждаем: «К 6 прибавить 4, получится 10, осталось прибавить еще 1, получится 11».
В работе задействуем интерактивную среду кабинета. Для понимания приёма сложения однозначных чисел с переходом через десяток используем и цветные маркеры (дополняем до десяти — обводим зелёным цветом). В тетрадях также используем зелёную пасту. Алгоритм сложения двух однозначных чисел с переходом через десяток постоянно проговариваем вслух. У нас в работе все каналы восприятия информации: зрение, слух, тактильные ощущения.