УМК «Школа России». 2 класс. Математика (с. 62)
Решаем задачи и учимся их сравнивать.
Используем приём «Сравнительная таблица» (технология РКМЧП).
Читаем первую задачу. Выделяем условие, вопрос. С помощью картинок моделируем задачу. Отвечаем на вопрос. Аналогично работаем над второй задачей.
Далее предлагаю детям рассмотреть внимательно таблицу (вырезаем заранее на перемене): сколько столбиков, строк. Что записано в первой строке, что записано во втором столбике. Составляем задание к таблице. Многие второклассники догадываются: «Таблица поможет нам сравнить задачи: условие, вопрос, рисунок, решение, ответ. Составим вывод».
Затем дети ещё раз читают условия, вопросы, приклеивают карточки во вторую, третью ячейки первого и третьего столбиков. Некоторым ребятам непросто соединить условие и вопрос. Нужно прочитать несколько раз, понять, выделить главные слова, которые помогут связать условие и вопрос: Юля посадила 18 луковиц в 3 ряда поровну. Сколько луковиц в каждом ряду. Вера посадила 18 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?
Затем выполняют схематические рисунки. Записывают решение. Ответ (вспоминают, чтобы правильно записать ответ, нужно прочитать ещё раз вопрос задачи).
Сравниваем задачи: находим сходства и различия. Читаем по строкам таблицы.
Оказывается, что в первой задаче 18 — число всех луковиц, 3 — количество рядов, 6 — число луковиц в каждом ряду. Во второй задаче: 18 -число всех луковиц, 3 — число луковиц в каждом ряду, 3 — количество рядов.
Приём «Сравнительная таблица» помогает ученикам выявить сходства, различия этих двух задач, а также видеть, осознавать конкретный смысл деления (разбиение конечных множеств на равночисленные подмножества, не имеющие общих элементов (Истомина Н.Б.)
Термины: «деление на равные части» и «деление по содержанию» мы не вводим.