Как работать над сочинением

Речевые клише (для написания сочинения)

Учимся писать вступление к сочинению

Урок – практикум по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения

Электронное пособие: Сочинение на ЕГЭ

ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Прост ли жизненный путь? Аргумент А. Грин «Зелёная лампа»

В произведении Александра Грина “Зелёная лампа” мы знакомимся с двумя героями: Стильтон и Джон Ив. Жизни героев до их знакомства не имели ничего общего. Джона с ранних лет преследовали неприятные события: он стал сиротой, ему не удалось получить образования, в юношестве умер его воспитатель и Джону пришлось идти на работу. Герою пришлось испытать удачу в Лондоне, но и там ничего не вышло: ему приходилось ночевать в общественных местах и голодать. Стильтон же к своим годам успел сделать огромное состояние, не имел каких-либо забот, спокойно посещал дорогие рестораны и ни в чем себе не отказывал. Однако после их встречи жизнь каждого изменилась. Стильтон предложил Джону зажигать лампу в определенный период за плату. Конечно, Ив согласился, но времени он просто так не терял, начал заниматься самообразованием и в итоге стал хирургом. Жизнь же Стильтона также изменилась, несколько проигрышей на бирже и паника привели его к нищете. Повторная Встреча главных героев произошла в хирургическом отделении. Стильтона продолжают преследовать проблемы, в связи с травмой ему пришлось ампутировать ногу. Данное произведение показывает пример двух различных жизненных путей, которых преследовали черные и белые полосы. Итак, как подсказывает нам художественная литература, жизненный путь каждого человека различен, непостоянство жизни вносит свои коррективы в судьбы людей.

А. Грин «Вокруг света»

Главный герой Жиль Седир возвращается из кругосветного путешествия, в которое он отправился два года назад, потому что заключил пари с пресытившимся жизнью богачом: Жиль сможет обойти весь мир без денег. Вернувшись, герой узнает, что Фрион разорился, выигрыш же он сможет получить, если перезаключит пари с другим богачом – Аспером — и, не заходя домой, отправится в новое путешествие. Жиль, конечно, соглашается.

«Он твердо остановился в ужасе от задуманного. Он знал, что, сделав только один шаг вперед, больше не остановится, что шаг этот ляжет бременем всего путешествия. (…)

Он шагнул, пошел и временно перестал жить. На мгновение странная иллюзия встряхнула его: ему казалось, что он шагает на одном месте, – но быстро исчезла, когда поворот аллеи устремился к смутно белеющему шоссе».

Если бы рассказ на этом закончился, это была бы самая обычная история из жизни – история социального неравенства. Однако Грин, который считал, что главное – это ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, в конце повествование описывает чудо, которое каждый из нас может сделать «своими руками». Аспер догоняет Жиля, сразу выплачивает ему деньги, признавая, что герой в любом случае их сумеет заслужить. А в разговоре с приятелями скажет о Жиле:

«Это – сокрушитель судьбы, и я ему, живому, поставлю памятник в круглой оранжерее».

Грин любил ставить своих героев в исключительные обстоятельства, когда лучше всего раскрываются их характеры. А еще он противопоставлял людей мечтательных тем, для кого главной целью в жизни была нажива.

И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы выбрать правильную дорогу в жизни, человеку нужно отгородиться от влияния со стороны и услышать свой внутренний голос. Так сделала и героиня данного рассказа. Она много читала, ходила на развлекательные мероприятия и посещала лекции, словом, вела активный образ жизни. Она познала все особенности мирской жизни и изучила духовное поприще, чтобы выбрать свой путь. Но ее кавалер всячески пытался повлиять на ее решение и навязать ей свое видение их будущего: брак, дети, семейная жизнь. Героиня же не посвящала его в свои планы и оставила последнее слово за собой. Девушка не стала доверять свою судьбу другим людям и сама все решила. Она избрала религиозный сан и отказ от мирской суеты. Это больше соответствовало ее натуре, а значит, дорога была верной. Только самостоятельность выбора помогает не ошибиться.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Дорога чести и сегодня является единственно правильным направлением. Вспомним историю купца Калашникова: Степан защитил честь своей семьи в поединке после того, как любимец царя прилюдно опозорил его супругу своими домогательствами. Алена Дмитриевна была верной женой, но теперь кто угодно мог в этом усомниться. И Степан понял, что Кирибеевич не отступится, так и будет преследовать Алену Дмитриевну, ведь ему ничего за это не будет. Любой современный мужчина поступил бы на его месте точно так же: наказал обидчика, пресек домогательства и всем показал, что подобное деяние влечет за собой ответственность. В наши дни для этого есть правовые инструменты, но тогда человек мог отстоять свою семью только в кулачном бою и по всем правилам поединка. Но суть у этих явлений одна: дорога чести определяет наши поступки в любом месте и в любое время.

А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Качественное образование и опыт зарубежного туризма помогают человеку накапливать практический и духовный опыт. Например, Александр Чацкий до своего отъезда за границу спокойно общался с Фамусовым и его дочерью, но не вступал в такие ожесточенные конфликты, свидетелями которых мы становимся после его возвращения. Александр вышучивал некоторых представителей фамусовского общества и только. Но истинное положение России он увидел только тогда, когда провел в иностранных государствах три года и получил фундаментальное образование. Новый опыт открыл ему глаза на все социальные проблемы, которых в упор не замечали те, кто так и остался в Москве наедине с французиками из Бордо. Кругозор Чацкого расширился, и он понял, почему Россия отстает, а все его соотечественники копируют любую зарубежную тенденцию. Причинами глобального отставания его Родины были крепостное право, кумовство и блат во власти, казнокрадство, невежество и другие явления. Но смог бы Александр их заметить, если бы не приобрел те знания, навыки и впечатления, которые подарило ему это путешествие? Нет. Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны комфорта и не пробует что-то новое.

В. Каверин «Два капитана». Дорогу к себе главный герой нашел в скитаниях. Саша родился в маленьком городе, но рано осиротел и отправился на поиски призвания в большой мир приключений и опасностей. Смелый мальчик преодолел много трудностей на этом пути, но лишь эти испытания закалили его характер и помогли ему обрести призвание в жизни. В Москве он познакомился с женой капитана Татаринова и узнал историю отважного командира судна «Святой Марии». Герой открыл новую землю на Севере, но его экспедиция провалилась из-за интриг Николая Антоновича. Саша окончил летную школу и вознамерился рассказать и доказать, кто погубил Татаринова. В поездке на Север он окончательно убедился в своей правоте. Его упорство, любовь к истине и честность привлекли Катю — девушку, которую он полюбил. В результате Саше удалось восстановить справедливость в географическом сообществе, продолжить дело Татаринова и создать семью. Именно такого себя — смелого, целеустремлённого, знающего — он искал по всему Советскому союзу и нашел в постоянном движении к идеалу.

Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Познание стран — украшение и пища человеческих умов. И это подтверждает пример Анны Карениной. После скандального ухода из семьи Анна оказалась в изоляции: прежние знакомые и друзья отказались от общения с «падшей женщиной». Поэтому героиня уехала в Италию вместе с Вронским. За границей они узнали много нового и интересного. Анна всерьез увлеклась искусством и чтением. Она повысила уровень эрудиции и стала блестящей собеседницей. Свежие впечатления и новые знакомства отвлекли ее от мрачных мыслей и настроили на позитивный лад. В спокойной обстановке влюбленным никто не мешал строить свою семью и развиваться. Даже Вронский открыл в себе талант живописца. После возвращения из зарубежной поездки Анна блеснула новыми знаниями и покорила даже консервативного Левина, который осуждал ее поступок. Путешествия действительно украсили ее ум.

А. Грин, «Алые паруса». Вера в свое предназначение помогает человеку не сбиваться с пути. Если бы Ассоль пошла на поводу у предрассудков и скептицизма своего окружения, то она бы не дождалась своего капитана. Люди упорно убеждали ее, что предсказание Эгля — всего лишь сказка, и нужно вернуться в реальность, где паруса вовсе не алые. Но Ассоль не сдавалась и мечтала о том, чтобы ее судьба сложилась иначе. И только поэтому Артур услышал вдохновляющую историю о грезах и решил их воплотить в жизнь. Если бы Ассоль перестала верить в себя и свою счастливую звезду, никто не сказал бы капитану о ней. Она ничем бы не выделялась среди других. Вот почему так важно придерживаться своего курса и не позволять другим похоронить свою мечту в руинах сомнений.

Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Герои поэмы отправились в странствие по России, чтобы найти счастливого человека. Но в пути крестьяне больше всего времени проводят в беседах с такими же простыми людьми, как они сами. В разговорах они все больше узнают о своем сословии и силе, которая в нем заложена. Они открывают для себя внутренний мир русского народа, его ментальность, обычаи, традиции. Они знакомятся с Власом, Климом, Матреной Тимофеевной, Якимом Нагим. Слушают истории о Савелии, Ермиле Гирине, Якове (холопе), Кудеяре и других людях, которые представляют русский характер и добавляют к нему все новые и новые черты. В путешествии они нашли ответ и на свой исходный вопрос. Счастливцем оказался Гриша Добросклонов, который воспевает силу своих соотечественников и предрекает им большое будущее. Он верит в свою страну, а потому ощущает неподдельное счастье. Вместе с ним путь к процветанию и гармонии с собой нашли и странники. В их внутреннем мире картина мировоззрения прояснилась.

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Выбор, который мы делаем, всегда меняет нас. Определяя жизненную тропу, мы решаем, какими людьми мы станем в финале этого пути. О. Генри доказал это в своем рассказе. Во сне главе маклерской конторы на Уолл-Стрит приснилось ограбление, в котором из троих подельников выжил всего один, потому что преступники оказалась очень жадными людьми, готовыми на убийство ради наживы. Проснувшись, Додсон, человек солидный, законопослушный и успешный, поступил, как головорез с большой дороги: он заставил своего друга платить новую цену за акции, чем окончательно его разорил. Дорога по головам, которую он выбрал для себя, определила его сущность: бизнесмен Додсон ничем не отличается от бродяги Акулы Додсона — хищного зверя в человеческом обличии. Его жестокий путь ведет к нравственному падению, потере всех достойных качеств и ориентиров. Именно так люди теряют себя и отклоняются от единственного правильного маршрута.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» для понимания авторского замысла важен лейтмотив дороги, который носит замкнутый характер. Центральный персонаж Евгений Базаров сначала оказывается в Марьино, имении Кирсановых, затем отправляется в Никольское, имение Одинцовой, после – в родительский дом. Далее автор отправляет Базарова по этому же кругу во второй раз, делая это неслучайно.

Мотив дороги помогает И.С. Тургеневу в раскрытии внутреннего мира Евгения Базарова. Через физическое движение показано движение внутреннее. Центральный персонаж не остается на одном месте долго, он постоянно находится в движении. Это в свою очередь подчеркивает существующий внутренний конфликт. Дорога становится символическим отражением внутренних переживаний Базарова и его внутренних изменений. Автор демонстрирует несостоятельность нигилистических воззрений Базарова. Дважды проходя по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом», главный герой в похожих ситуациях с одними и теми же людьми ведет себя по-разному. И.С. Тургенев демонстрирует внутренние изменения Базарова, несмотря на то что тот старался отрицать их и подавлять в себе. Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что внутренние изменения – неотъемлемая часть жизни человека и что им не нужно противиться.

На своем жизненном пути Евгению Базарову пришлось столкнуться с препятствием, поскольку зародившиеся и развивающиеся любовные чувства к Анне Одинцовой заставляли его задуматься о том, что его нигилизм несостоятелен, что его мировоззрение столкнулось с реальной действительностью, при этом проиграв. И.С. Тургенев показывает, что с помощью нигилизма, отрицая все общепринятые нормы, такие как любовь, искусство, природа, Базаров долгое время пытается защититься от реальной действительности. Нигилист Базаров на протяжении всего повествования находится в дороге, однако он сам не знает, куда он направляется и какую цель он стремится достичь. В итоге Базаров встречает смерть, что вновь подчеркивает несостоятельность нигилистической теории, противоречащей всей сущности жизни. Важно, что Евгений Базаров встречает смерть в родительском доме, по сути завершая свой жизненный путь там, где он его и начал. И.С. Тургенев показывает, что тот период жизни, когда главный герой в результате приобретенного нигилистического воззрения «ломал себя», искореняя все то, что было заложено в нем домашним воспитанием, был не оправдан, что в конце жизни он все равно вернулся к прошлому.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как главный герой Петр Гринев вместе со слугой Савельичем покидает родимый дом и отправляется на службу в Белогорскую крепость. Смена места действия помогает увидеть произошедшие внутри Петра Гринева изменения.

По пути Петра Гринева на службу его образ раскрывается с двух сторон. С одной стороны, прослеживаются прошлые мечты главного героя о службе в Петербурге, где он мог вести разгульный и праздный образ жизни: Петруша Гринев проигрывает деньги Зурину. С другой стороны, уже по дороге в Оренбург Петр Гринев проявляет благородство по отношению к незнакомцу, который вывел их из бурана: центральный персонаж, несмотря на недовольства Савельича, в знак благодарности дарит незнакомцу заячий тулуп.

Прибыв в Белогорскую крепость, Петр Гринев начал вести себя как благородный человек. Из гоняющего голубей и не стремившегося к получению знаний типичного недоросля, которым он был до шестнадцатилетнего возраста, центральный персонаж превращается в человека чести и достоинства, руководящегося данным отцом наказом «Береги платье снову, а честь смолоду». Поведение Петра Гринева во время крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева нельзя назвать поведением типичного разбалованного недоросля, он демонстрирует лучшие качества дворянства.

А.С. Пушкин показывает, что Петр Гринев чувствует ответственность за собственную жизнь. Оказавшись в центре кровопролитных действий в стране, которые требовали решения относительно того, на чьей стороне находиться, главный герой сразу же определяет свой путь: он остается на стороне государства. Рискуя быть казненным пугачевцами, Петр Гринев решает быть верным самому себе и своему пути до самого конца. В отличие от многих дворян, которые перешли на сторону Емельяна Пугачева, Петр Гринев отказался от предложения самого предводителя восстания послужить ему «верою и правдою». Петра Гринева не интересовало обещание самозванца пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья». Отказываясь присягать предводителю восстания крестьян, главный герой рискует собственной жизнью, однако он не готов идти против самого себя: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»; «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего».

Таким образом, через смену места действия автор демонстрирует произошедшие внутренние изменения Петра Гринева, который остается верным выбранному жизненному пути, несмотря ни на что.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Аргументы 1

Аргументы 2