Аналитическая справка по итогам проведения II фестиваля арт-терапевтических практик «Фантазии души»

17 мая 2024 года в Забайкальском крае, уже традиционно, проведен II фестиваль арт-терапевтических практик «Фантазии души».

На мероприятие прибыло более 60 педагогов-психологов из Читы и районов Забайкальского края.

Идея проведения такого мероприятия принадлежит Елене Прокопьевне Пляскиной, председателю регионального представительства Российской арт-терапевтической ассоциации в Забайкальском крае.

Организационную и методическую помощь оказали Портнова Людмила Константиновна, председатель Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края и Ганичева Галина Васильевна, директор МАУ ДПО «Городской научно-методический центр» г. Читы.

Начался фестиваль с торжественного момента — прозвучал гимн арт-терапевтической ассоциации, который сопровождался сюжетами видеофильма, сделанного год назад. Это было погружение и ностальгия по ярким, одухотворенным моментам фестиваля.

Елена Прокопьевна Пляскина зачитала приветственное обращение Копытина Александра Ивановича, одного из учредителей и председателя РОО «Арт-терапевтическая ассоциация».

Идеи и практики арт-терапии активно развиваются во всех регионах. Проводятся информационные кампании, обучающие программы и распространяются знания о пользе и эффективности этого метода как среди специалистов, так и среди обычных людей. К участникам фестиваля обратилась Оксана Митюкова, председатель Восточно-Сибирского отделения Национальной Арт-терапевтической ассоциации, член Союза Дизайнеров России, член Союза Архитекторов России, руководитель арт-школы Бери-рисуй. Она от лица Восточно-Сибирского отделения Национальной арт-терапевтической ассоциации и от себя лично поздравила с открытием фестиваля арт-терапевтических практик «Фантазии души». Отметила, что программа фестиваля удивительно разнообразна и интересна и несомненно, мастерские фестиваля станут для участников не только возможностью обогатить свою практику, познакомиться с новыми приемами и техниками, но будут вдохновением для дальнейшей работы. Также выразила большую надежду, что такие мероприятия станут хорошей традицией и члены Восточно-Сибирского отделения смогут принять участие в следующей раз.

Необходимо отметить, что именно в Забайкальском крае проводится системная работа по организации образовательных мероприятий, семинаров, мастер-классов и сессий демонстрации, чтобы показать на практике работу по арт-терапии и пользы, которую она может принести.

Свои размышления о деятельности психолога, работающего с символами и метафорами поделилась Нина Геннадьевна Тимофеева, психолог Санкт-Петербургского техникума отраслевых технологий, финансов и права, наша забайкальская коллега, ныне проживающая в г.Санкт-Петербург.

Людмила Константиновна Портнова считает, что это важное событие в жизни профессионального сообщества психологов и фестиваль станет еще одной площадкой для совершенствования профессиональных компетенций специалистов в такой неоднозначной и малоразработанной практике.

Оксана Геннадьевна Волкова предложила участникам такую интересную форму работы как арт-терапевтический кинотренинг  «Творчество как лекарство». Видео погрузило слушателей в магию конструктивного общения, расширения возможностей творчества и самосовершенствования в цирковом искусстве. Мы увидели, как молодые люди, подростки могли вместе исследовать свои чувства, поддерживать друг друга и развивать чувство общности.

Перед тем, как приступить к зачину фестиваля, небольшое отступление. В 2023 году Ольга Валерьевна Тыжинова (психолог, общественный деятель) предложила в качестве символа фестиваля Ёхомора, который живет в забайкальских лесах и славится своей непосредственностью, чуткостью и лихим нравом.

А дальше началось погружение в сказку «Багуловые звезды». В этом году Ёхомор рассказывал сказку не простую, а про чудо дивное. «Как падали звезды через облака,  сиреневыми да малиновыми делались, почти до земли долетели, и в багуле запутались, выбираться начали, да багул крепко держит,  много время прошло, пока звезды из багула выпутывались, за это время сопки высоко поднялись, кедры небо ветвями подперли, ветры силу потеряли, так закатные звезды на земле и остались, вешней порой багул зацветает, цветы багула к звездам на небо просятся, как атласом баским подножья сопок багуловыми цветами укрываются. Что бы диво это увидеть одних глаз мало, сердцем смотреть надо да душу пошире открыть. Тогда в сердце счастье войдет. И на душе радостно весь год будет».

Сказка сказывалась и сердце каждого наполнялось теплом, счастьем, радостью. С этими чувствами и отправились на мастер-классы, на которых специалисты по арт-терапии могут делиться своим опытом, знаниями и навыками с другими практикующими и заинтересованными лицами и еще чтобы дальше открывать чудо в своей душе.

С арт-терапевтической практикой на развитие социального интеллекта «Могу повлиять…» познакомила слушателей Буликян Алла Артёмовна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №19» г. Читы. Дополняя рисунок своими штрихами, участники могут понаблюдать за тем, как они влияют на жизнь других людей и как другие люди влияют на них. Очень важно, сделать соответствующие выводы об отношении к социальному влиянию и взаимодействию. Слушатели, работающие с мастером, выразили огромную благодарность за работу.

Мастер-класс по нейрографике «Нейролотос – раскрытие осознанности» провела Елизова Александра Николаевна, педагог-психолог МБДОУ №17 г. Читы. Нейрографика заинтересовала участников фестиваля, присутствовало 25 человек.

Этот мастер-класс дал возможность взглянуть внутрь себя и дать волю своей фантазии, это творческое путешествие в самопознание.

Александра Николаевна очень четко руководила всем процессом рисования: подготовительный этап (рисунок нейролинии, округление острых углов). Основной этап –  рисование волшебного лотоса, раскрывающего женское начало. Ряд за рядом лотос обрастал лепестками вокруг своего центра, означая отношение к своей женственности, и то, в чем видят другие эту особенность. Таким образом, вместе с ведущим, создавая новые нейроные связи, каждый раскрыл для себя удивительный мир узоров как своего результата.  В конце мастер-класса  все участники имели возможность задать вопросы Александре Николаевне  и выразить свою признательность за представленный авторский опыт.

Анализ и коррекцию позитивного самоотношения у подростков, формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях, а также поиск конкретных действий в сложившейся проблемной ситуации предложила Хлызова Алина Петровна, психолог ООО «Детство», стоматологическая клиника «ДентаЛюксик» при помощи мастер-класса «Дом, похожий на меня».

Используя карту из набора «Дом для моей души» участники представляли «Дом, похожий на меня». Можно было дополнить выбранную карту несколькими карточками-ощущениями или картами, ассоциирующимися с окружающей обстановкой (из любой сюжетной или универсальной колоды).

Затем в ходе беседы нужно ответить на представленные вопросы и поработать с рисунком дома.

Педагоги-психологи, несмотря на то, что работа с метафорическими картами предполагается для подростков, сумели понять и осознать очень важные позиции, относящиеся к себе и отношению к другим.

Слушатели получили позитивный заряд, эмоциональную поддержку. Искренние слова благодарности за мастер-класс.

Вотинцева Юлия Олеговна, практический психолог, музыкальный терапевт презентовала работу с выражением чувства благодарности «Звучание благодарности».

Показала,  как музыка сопровождает жизнь человека и влияет на его состояние, чувства и эмоции. Представлены техники звучания имени, звучание эмоций, музыка благодарности. Участники почувствовали влияние музыкальных инструментов на своё самочувствие и поблагодарили близких, друзей, коллег с помощью звучания разных инструментов. В конце мастер -класса настроение участников улучшилось, чувствовалось единение группы и музыка звучания сердца каждого участника! В завершении прозвучал коллективный оркестр как гимн человеческой музыкальной душе.

Признательность и благодарность мастеру!

Мастер-класс «Арт-терапевтические техники при работе с утратой» провела Тюхова Надежда Витальевна, медицинский психолог, кризисный психолог ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. В.Х.Кандинского».

Мастер-классы Надежды Витальевны всегда отличаются особой атмосферой спокойствия, умиротворения и, вместе с тем, это всегда большой объем интересного практико-ориентированного материала, так необходимого педагогам-психологам. Спикер обратила внимание участников на понятие «утрата» и как помочь человеку в ситуации утраты: потеря игрушки у ребенка дошкольного возраста, переезд друга в другой город у младших школьников, игнорирование в общении у подростков. Для погружения в эти ситуации были предложены техники «Тучка» (рисование акварелью по мокрому листу), «Синквейн», ресурсная техника «Моя ладонь».

Все участники выразили слова благодарности и признательности ведущему и надежду на новые встречи!

На мастер-классе Селиной Тамары Андреевны, педагога-психолога МБДОУ №35 г.Читы по созданию мандалы «Путь к себе» из  природных материалов участники сделали вывод, что это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развивающий саморегуляцию.

А для психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь клиенту осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Определили, что также мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности, релаксации. Получили огромное удовольствие и удовлетворение от результатов своей работы. Признательность и благодарность спикеру!

Основной идеей методики «Травмаэкспозиция», которая была представлена на мастер — классе Елены Валентиновны Стребковой, педагога-психолога высшей квалификационной категории ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края», является перепроживание травмы.

Спикер акцентировала внимание участников на том, что экспозиция — метод «помещения» клиента в травму (в травмирующую ситуацию) с целью в безопасной ситуации выразить «запакованные» эмоции, присоединить к травме ресурс и получить власть над чувствами. Это необходимо, потому что, если клиент не найдет в себе смелости погрузиться в болевую точку, дистресс может остаться с ним навсегда. Участники увидели, что экспозиция реализуется по-разному: можно проиграть травму, переписать травму, нарисовать травму, погрузиться в работу с образами или метафорой. Все проработали свои ситуации, обсудили в парах и получили опыт работы с травматичной ситуацией.

Искренние слова благодарности за авторский опыт!

Мастер-класс «Грифонаж – техника свободного рисования для работы с внутренним миром»  презентовала  Юдина Екатерина Анатольевна, педагог-психолог первой квалификационной           категории          ГАПОУ «Читинский педагогический колледж». 

Екатерина Анатольевна отметила, что грифонаж привлекателен тем, что результат можно получить за считанные секунды, а все что требуется — это лист бумаги и ручка. Она считает, что достаточно пяти минут в день для того, чтобы удовлетворить свою потребность в творческом самовыражении. Участники, рисуя в данной технике, смогли изобразить собственную картину,

которая отражает особый внутренний мир. Считает, что данную технику с большим успехом можно применять в работе как с взрослыми, так и с детьми. Рисуя разные линии, погружаешься в создание образов, картин и это позволяет проявлять фантазию, выражать свои чувства, раскрывать свой внутренний мир. Участники мастер-класса получили огромное удовольствие от работы и общения и отметили, что грифонаж — отличный способ связать свои эмоции с мыслями. Признательны ведущему за уникальный опыт.

Рязанова Татьяна Эдуардовна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 6 городского округа закрытого административно-территориального образования пос. Горный предложила мастер-класс по развитию творческого воображения «Волшебное желе».

Присутствующие на мастер-классе подчеркнули, что аквагель «Волшебное желе» побуждает ребенка к новым открытиям, уникальная текстура желе идеально подходит для развития сенсорного восприятия, снятия мышечных зажимов, развитию мелкой моторики рук и веселого досуга с детьми, а забавная разноцветная масса с помощью специальной соли легко превращается обратно в воду с добавлением волшебного порошка, а обычное занятие – в забавную игру.

Педагоги-психологи с огромным удовольствием и наслаждением создавали свои экспозиции и получали от этого процесса положительные эмоции.

Благодарим за доставленную радость и профессионализм.

Сивова Анна Сергеевна, педагог-психолог, директор  детского сада «Бамбини-центр» подготовила мастер-класс «Использование элементов фольгированного и неонового шоу в работе психолога с детьми».

Она считает, что перед психологами зачастую стоит задача подобрать такие методы работы, которые будут не только решать психологические задачи, но и окажутся привлекательными для ребёнка, конкурентоспособными в частной практике. Предложила использовать тканевые, бумажные, полиэтиленовые цветные, фольгированные и световозвращающие ленты для проведения детских шоу-программ. Мастер-класс показал, что такие развлечения всегда пользуются спросом, так как вызывают много положительных эмоций у взрослых.

Использование элементов фольгированного и «неонового» шоу не только оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, но и может быть использовано психологами и педагогами дошкольного образования в психопрофилактике и психокоррекции с детьми. Огромная благодарность за ощущение детства.

Мастер-класс «Дерево моей поддержки» (техника символдрамы и коллажирования для наполнения ресурсом) провела Холодова Татьяна Зуферовна, педагог-психолог МБДОУ № 46 г. Читы.

Татьяна Зуферовна отметила большой ресурс техники, где есть возможность уделить внимание, время себе, прикоснуться к священной энергии природы, ведь символ Дерева — жизнь, рост, развитие, восполнение энергии, сила, контакт с окружающим миром.

После мастер-класса психологи отметили повышение уверенности в себе и самооценки, осмысление личностных ресурсов, развитие мотивации достижения успеха, навыков творческого самовыражения, рефлексии.

Слова признательности и благодарности психологу!

Завершающей и финишной точкой мероприятия стала арт-техника «Иероглифы как … чудо?», представленная Пляскиной Еленой Прокопьевной.

 Каждый постарался превратить свой иероглиф в визуальный образ чуда сегодняшнего дня. А затем появилось групповое послание – единое полотно «Чудо фестиваля».

«Я понял одну нехитрую Истину — Чудеса надо делать своими руками! Если Душа человека жаждет Чуда — сделай ему это Чудо!!!»

«АЛЫЕ ПАРУСА», А. Грин.

«Есть два способа прожить жизнь: первый — как будто чудес не существует, второй — как будто вокруг одни чудеса», Альберт Эйнштейн.

«Чудеса происходят повсюду, надо только иметь чувствительное сердце,

восприимчивый глаз — и ты увидишь, что материя и дух повсюду танцуют вместе», Ошо «За пределами просветления».

Вот и все, будем ждать нового чуда.

 

Аналитик – Портнова Л.К., кафедра психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *