Аналитическая справка по итогам проведения II фестиваля арт-терапевтических практик «Фантазии души»

17 мая 2024 года в Забайкальском крае, уже традиционно, проведен II фестиваль арт-терапевтических практик «Фантазии души».

На мероприятие прибыло более 60 педагогов-психологов из Читы и районов Забайкальского края.

Идея проведения такого мероприятия принадлежит Елене Прокопьевне Пляскиной, председателю регионального представительства Российской арт-терапевтической ассоциации в Забайкальском крае.

Организационную и методическую помощь оказали Портнова Людмила Константиновна, председатель Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края и Ганичева Галина Васильевна, директор МАУ ДПО «Городской научно-методический центр» г. Читы.

Начался фестиваль с торжественного момента — прозвучал гимн арт-терапевтической ассоциации, который сопровождался сюжетами видеофильма, сделанного год назад. Это было погружение и ностальгия по ярким, одухотворенным моментам фестиваля.

Елена Прокопьевна Пляскина зачитала приветственное обращение Копытина Александра Ивановича, одного из учредителей и председателя РОО «Арт-терапевтическая ассоциация».

Идеи и практики арт-терапии активно развиваются во всех регионах. Проводятся информационные кампании, обучающие программы и распространяются знания о пользе и эффективности этого метода как среди специалистов, так и среди обычных людей. К участникам фестиваля обратилась Оксана Митюкова, председатель Восточно-Сибирского отделения Национальной Арт-терапевтической ассоциации, член Союза Дизайнеров России, член Союза Архитекторов России, руководитель арт-школы Бери-рисуй. Она от лица Восточно-Сибирского отделения Национальной арт-терапевтической ассоциации и от себя лично поздравила с открытием фестиваля арт-терапевтических практик «Фантазии души». Отметила, что программа фестиваля удивительно разнообразна и интересна и несомненно, мастерские фестиваля станут для участников не только возможностью обогатить свою практику, познакомиться с новыми приемами и техниками, но будут вдохновением для дальнейшей работы. Также выразила большую надежду, что такие мероприятия станут хорошей традицией и члены Восточно-Сибирского отделения смогут принять участие в следующей раз.

Необходимо отметить, что именно в Забайкальском крае проводится системная работа по организации образовательных мероприятий, семинаров, мастер-классов и сессий демонстрации, чтобы показать на практике работу по арт-терапии и пользы, которую она может принести.

Свои размышления о деятельности психолога, работающего с символами и метафорами поделилась Нина Геннадьевна Тимофеева, психолог Санкт-Петербургского техникума отраслевых технологий, финансов и права, наша забайкальская коллега, ныне проживающая в г.Санкт-Петербург.

Людмила Константиновна Портнова считает, что это важное событие в жизни профессионального сообщества психологов и фестиваль станет еще одной площадкой для совершенствования профессиональных компетенций специалистов в такой неоднозначной и малоразработанной практике.

Оксана Геннадьевна Волкова предложила участникам такую интересную форму работы как арт-терапевтический кинотренинг  «Творчество как лекарство». Видео погрузило слушателей в магию конструктивного общения, расширения возможностей творчества и самосовершенствования в цирковом искусстве. Мы увидели, как молодые люди, подростки могли вместе исследовать свои чувства, поддерживать друг друга и развивать чувство общности.

Перед тем, как приступить к зачину фестиваля, небольшое отступление. В 2023 году Ольга Валерьевна Тыжинова (психолог, общественный деятель) предложила в качестве символа фестиваля Ёхомора, который живет в забайкальских лесах и славится своей непосредственностью, чуткостью и лихим нравом.

А дальше началось погружение в сказку «Багуловые звезды». В этом году Ёхомор рассказывал сказку не простую, а про чудо дивное. «Как падали звезды через облака,  сиреневыми да малиновыми делались, почти до земли долетели, и в багуле запутались, выбираться начали, да багул крепко держит,  много время прошло, пока звезды из багула выпутывались, за это время сопки высоко поднялись, кедры небо ветвями подперли, ветры силу потеряли, так закатные звезды на земле и остались, вешней порой багул зацветает, цветы багула к звездам на небо просятся, как атласом баским подножья сопок багуловыми цветами укрываются. Что бы диво это увидеть одних глаз мало, сердцем смотреть надо да душу пошире открыть. Тогда в сердце счастье войдет. И на душе радостно весь год будет».

Сказка сказывалась и сердце каждого наполнялось теплом, счастьем, радостью. С этими чувствами и отправились на мастер-классы, на которых специалисты по арт-терапии могут делиться своим опытом, знаниями и навыками с другими практикующими и заинтересованными лицами и еще чтобы дальше открывать чудо в своей душе.

С арт-терапевтической практикой на развитие социального интеллекта «Могу повлиять…» познакомила слушателей Буликян Алла Артёмовна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №19» г. Читы. Дополняя рисунок своими штрихами, участники могут понаблюдать за тем, как они влияют на жизнь других людей и как другие люди влияют на них. Очень важно, сделать соответствующие выводы об отношении к социальному влиянию и взаимодействию. Слушатели, работающие с мастером, выразили огромную благодарность за работу.

Мастер-класс по нейрографике «Нейролотос – раскрытие осознанности» провела Елизова Александра Николаевна, педагог-психолог МБДОУ №17 г. Читы. Нейрографика заинтересовала участников фестиваля, присутствовало 25 человек.

Этот мастер-класс дал возможность взглянуть внутрь себя и дать волю своей фантазии, это творческое путешествие в самопознание.

Александра Николаевна очень четко руководила всем процессом рисования: подготовительный этап (рисунок нейролинии, округление острых углов). Основной этап –  рисование волшебного лотоса, раскрывающего женское начало. Ряд за рядом лотос обрастал лепестками вокруг своего центра, означая отношение к своей женственности, и то, в чем видят другие эту особенность. Таким образом, вместе с ведущим, создавая новые нейроные связи, каждый раскрыл для себя удивительный мир узоров как своего результата.  В конце мастер-класса  все участники имели возможность задать вопросы Александре Николаевне  и выразить свою признательность за представленный авторский опыт.

Анализ и коррекцию позитивного самоотношения у подростков, формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях, а также поиск конкретных действий в сложившейся проблемной ситуации предложила Хлызова Алина Петровна, психолог ООО «Детство», стоматологическая клиника «ДентаЛюксик» при помощи мастер-класса «Дом, похожий на меня».

Используя карту из набора «Дом для моей души» участники представляли «Дом, похожий на меня». Можно было дополнить выбранную карту несколькими карточками-ощущениями или картами, ассоциирующимися с окружающей обстановкой (из любой сюжетной или универсальной колоды).

Затем в ходе беседы нужно ответить на представленные вопросы и поработать с рисунком дома.

Педагоги-психологи, несмотря на то, что работа с метафорическими картами предполагается для подростков, сумели понять и осознать очень важные позиции, относящиеся к себе и отношению к другим.

Слушатели получили позитивный заряд, эмоциональную поддержку. Искренние слова благодарности за мастер-класс.

Вотинцева Юлия Олеговна, практический психолог, музыкальный терапевт презентовала работу с выражением чувства благодарности «Звучание благодарности».

Показала,  как музыка сопровождает жизнь человека и влияет на его состояние, чувства и эмоции. Представлены техники звучания имени, звучание эмоций, музыка благодарности. Участники почувствовали влияние музыкальных инструментов на своё самочувствие и поблагодарили близких, друзей, коллег с помощью звучания разных инструментов. В конце мастер -класса настроение участников улучшилось, чувствовалось единение группы и музыка звучания сердца каждого участника! В завершении прозвучал коллективный оркестр как гимн человеческой музыкальной душе.

Признательность и благодарность мастеру!

Мастер-класс «Арт-терапевтические техники при работе с утратой» провела Тюхова Надежда Витальевна, медицинский психолог, кризисный психолог ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. В.Х.Кандинского».

Мастер-классы Надежды Витальевны всегда отличаются особой атмосферой спокойствия, умиротворения и, вместе с тем, это всегда большой объем интересного практико-ориентированного материала, так необходимого педагогам-психологам. Спикер обратила внимание участников на понятие «утрата» и как помочь человеку в ситуации утраты: потеря игрушки у ребенка дошкольного возраста, переезд друга в другой город у младших школьников, игнорирование в общении у подростков. Для погружения в эти ситуации были предложены техники «Тучка» (рисование акварелью по мокрому листу), «Синквейн», ресурсная техника «Моя ладонь».

Все участники выразили слова благодарности и признательности ведущему и надежду на новые встречи!

На мастер-классе Селиной Тамары Андреевны, педагога-психолога МБДОУ №35 г.Читы по созданию мандалы «Путь к себе» из  природных материалов участники сделали вывод, что это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развивающий саморегуляцию.

А для психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь клиенту осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Определили, что также мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности, релаксации. Получили огромное удовольствие и удовлетворение от результатов своей работы. Признательность и благодарность спикеру!

Основной идеей методики «Травмаэкспозиция», которая была представлена на мастер — классе Елены Валентиновны Стребковой, педагога-психолога высшей квалификационной категории ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края», является перепроживание травмы.

Спикер акцентировала внимание участников на том, что экспозиция — метод «помещения» клиента в травму (в травмирующую ситуацию) с целью в безопасной ситуации выразить «запакованные» эмоции, присоединить к травме ресурс и получить власть над чувствами. Это необходимо, потому что, если клиент не найдет в себе смелости погрузиться в болевую точку, дистресс может остаться с ним навсегда. Участники увидели, что экспозиция реализуется по-разному: можно проиграть травму, переписать травму, нарисовать травму, погрузиться в работу с образами или метафорой. Все проработали свои ситуации, обсудили в парах и получили опыт работы с травматичной ситуацией.

Искренние слова благодарности за авторский опыт!

Мастер-класс «Грифонаж – техника свободного рисования для работы с внутренним миром»  презентовала  Юдина Екатерина Анатольевна, педагог-психолог первой квалификационной           категории          ГАПОУ «Читинский педагогический колледж». 

Екатерина Анатольевна отметила, что грифонаж привлекателен тем, что результат можно получить за считанные секунды, а все что требуется — это лист бумаги и ручка. Она считает, что достаточно пяти минут в день для того, чтобы удовлетворить свою потребность в творческом самовыражении. Участники, рисуя в данной технике, смогли изобразить собственную картину,

которая отражает особый внутренний мир. Считает, что данную технику с большим успехом можно применять в работе как с взрослыми, так и с детьми. Рисуя разные линии, погружаешься в создание образов, картин и это позволяет проявлять фантазию, выражать свои чувства, раскрывать свой внутренний мир. Участники мастер-класса получили огромное удовольствие от работы и общения и отметили, что грифонаж — отличный способ связать свои эмоции с мыслями. Признательны ведущему за уникальный опыт.

Рязанова Татьяна Эдуардовна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 6 городского округа закрытого административно-территориального образования пос. Горный предложила мастер-класс по развитию творческого воображения «Волшебное желе».

Присутствующие на мастер-классе подчеркнули, что аквагель «Волшебное желе» побуждает ребенка к новым открытиям, уникальная текстура желе идеально подходит для развития сенсорного восприятия, снятия мышечных зажимов, развитию мелкой моторики рук и веселого досуга с детьми, а забавная разноцветная масса с помощью специальной соли легко превращается обратно в воду с добавлением волшебного порошка, а обычное занятие – в забавную игру.

Педагоги-психологи с огромным удовольствием и наслаждением создавали свои экспозиции и получали от этого процесса положительные эмоции.

Благодарим за доставленную радость и профессионализм.

Сивова Анна Сергеевна, педагог-психолог, директор  детского сада «Бамбини-центр» подготовила мастер-класс «Использование элементов фольгированного и неонового шоу в работе психолога с детьми».

Она считает, что перед психологами зачастую стоит задача подобрать такие методы работы, которые будут не только решать психологические задачи, но и окажутся привлекательными для ребёнка, конкурентоспособными в частной практике. Предложила использовать тканевые, бумажные, полиэтиленовые цветные, фольгированные и световозвращающие ленты для проведения детских шоу-программ. Мастер-класс показал, что такие развлечения всегда пользуются спросом, так как вызывают много положительных эмоций у взрослых.

Использование элементов фольгированного и «неонового» шоу не только оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, но и может быть использовано психологами и педагогами дошкольного образования в психопрофилактике и психокоррекции с детьми. Огромная благодарность за ощущение детства.

Мастер-класс «Дерево моей поддержки» (техника символдрамы и коллажирования для наполнения ресурсом) провела Холодова Татьяна Зуферовна, педагог-психолог МБДОУ № 46 г. Читы.

Татьяна Зуферовна отметила большой ресурс техники, где есть возможность уделить внимание, время себе, прикоснуться к священной энергии природы, ведь символ Дерева — жизнь, рост, развитие, восполнение энергии, сила, контакт с окружающим миром.

После мастер-класса психологи отметили повышение уверенности в себе и самооценки, осмысление личностных ресурсов, развитие мотивации достижения успеха, навыков творческого самовыражения, рефлексии.

Слова признательности и благодарности психологу!

Завершающей и финишной точкой мероприятия стала арт-техника «Иероглифы как … чудо?», представленная Пляскиной Еленой Прокопьевной.

 Каждый постарался превратить свой иероглиф в визуальный образ чуда сегодняшнего дня. А затем появилось групповое послание – единое полотно «Чудо фестиваля».

«Я понял одну нехитрую Истину — Чудеса надо делать своими руками! Если Душа человека жаждет Чуда — сделай ему это Чудо!!!»

«АЛЫЕ ПАРУСА», А. Грин.

«Есть два способа прожить жизнь: первый — как будто чудес не существует, второй — как будто вокруг одни чудеса», Альберт Эйнштейн.

«Чудеса происходят повсюду, надо только иметь чувствительное сердце,

восприимчивый глаз — и ты увидишь, что материя и дух повсюду танцуют вместе», Ошо «За пределами просветления».

Вот и все, будем ждать нового чуда.

 

Аналитик – Портнова Л.К., кафедра психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

Аналитическая справка о проведении регионального методического объединения

В рамках исполнения приказа Министерства образования и науки Забайкальского края от 16 января 2024 г. № 29 «О проведении методических вебинаров для специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края в 2024 году», в соответствии с планом Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» запланировано заседание регионального методического объединения.

16 мая 2024г. региональное методическое объединение по теме «Техники и технологии психолого-социального-педагогического сопровождение семей «группы риска» провели представители ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» и специалисты службы сопровождения Агинского района и пгт. Агинское. Мероприятие проведено для специалистов и кураторов службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края (педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов, тьюторов, т.е. всех специалистов службы сопровождения). 

На вебинар подключились более 40 человек из 8 районов края, активное подключение – это педагоги – психологи из Краснокаменского, Борзинского, Балейского, Хилокского, Забайкальского, Агинского районов, г. Читы, пгт. Агинское.
Спикерами выступили: 
1. Ортонова Валентина Батомункуевна, руководитель ЦНППМРО ГАУ ДПО «Агинский ИПКСС».
2. Очирова Туяна Очировна, педагог-психолог МАОУ «Агинская СОШ № 4.
3. Красновская Мария Сергеевна, педагог-психолог МОУ «Орловская СОШ».
4. Ринчинова Сэсэгма Балдановна, педагог-психолог МОУ «Агинская СОШ №3».
5. Карандаева Марина Николаевна, социальный педагог МБОУ «Амитхашинская СОШ».
6. Бороева Мира Дамдиновна, педагог-психолог МАОУ «Агинская СОШ №2».

Открыла региональное методическое объединение Валентина Батомункуевна, представила информацию о специалистах службы сопровождения Агинского района и пгт. Агинское. Акцентировала внимание на том, что в образовательных организациях Агинского района и пгт. Агинское недостаточно специалистов службы сопровождения. В районе имеются школы с большим количеством детей с ОВЗ (14% детей с ОВЗ от общего количества обучающихся составляют дети в Новоорловской и Орловской школах). В пгт. Агинское в АСОШ №4 дети с ОВЗ составляют 17% от общего количества обучающихся, но в данной школе функционирует полноценная служба сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед, тьютор). Далее были рассмотрены типы семей «группы риска», факторы риска, отрицательно сказывающимся на функциях семьи, цель и задачи психолого-социального-педагогического сопровождения семей «группы риска».

Туяна Очировна Очирова представила опыт реализации фестиваля «Талантливы вместе». При реализации фестиваля проведены новые инновационные формы, предполагающие иной контекст отношений между взрослым и ребенком, когда взрослый организует различные культурные практики: воспитательное событие, мастерские, семейный клуб. Представлены отличные результаты реализации фестиваля в количественном и качественном выражении в видеоролике. Спикер поделилась интересными техниками работы с детьми ОВЗ и их родителями. Особенностью проекта в том, что он объединяет разных ребят, в том числе детей из семей «группы риска». Вместе они учились новому в открывшихся мастерских, дети научились создавать своими руками забайкальские сувениры – картины из овечьей шерсти; побывали на производственных предприятиях.

Мария Сергеевна Красновская представила опыт проведения родительского собрания «Мы – самые близкие люди!» в форме часового общения, где присутствуют родители со своими детьми. При таком формате родители и дети совместно выполняют задания и упражнения, проходят анкетирование. Целью таких часов общения является коррекция отношений родителей и детей-подростков и формирование семейных ценностей. 

Ринчинова Сэсэгма Балдановна показала алгоритм проведения консультативной работы с семьями, раскрыла техники составления бесед с родителями. Особое внимание уделила в вопросе консультации родителей по воспитанию и общению с подростками, т.к. на сегодняшний день большинство родителей испытывают затруднения в общении с подростками. Спикер раскрыла как специалисту в консультативной работе определить эффективные стратегии действия родителя в ситуации самоповреждающего поведения ребенка. Показала содержательные памятки с рекомендациями для родителей для эффективного взаимодействия в семье. Провела практическую работу с метаморфическими картами со слушателями вебинара. 

Марина Николаевна Карандаева поделилась опытом работы по комплексной программе сопровождения семьей участников СВО «Формирование жизнестойкости», которая состоит из 4 модулей: профилактический (в рамках внеурочной занятости, на классных часах); психологический практикум (проведение занятии для развития межличностного конструктивного взаимодействия, эффективных способов выхода из сложных жизненных ситуаций, саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности, формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции); индивидуальная работа классного руководителя с обучающимися, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; повышение психолого-педагогической компетентности родителей через индивидуальные групповые формы работ (тренинг, круглый стол, лектории, практикум). Также отметила, что в Амитхашинской школе педагогический коллектив оказывают материальную помощь участникам СВО (приобретении дров и их расколке). Работает школьный волонтерский отряд из старшеклассников «Юные добровольцы АШР», помогают семьям СВО по необходимости.

 Мира Дамдиновна Бороева рассказала о комплексной работе с семьями группы риска (служба сопровождения, администрация школы, классные руководители, учителя- предметники). В работе используют различные методы и приемы, согласно утвержденным программам и годовым планам — это родительские собрания, мастер-классы и классные часы, внеурочные мероприятия и профилактическая работа в режимных моментах и в учебное время, групповые и индивидуальные. Далее она презентовала свой опыт работы по проведению родительского собрания «Будущее начинается сегодня», целью которого является формирование духовно-нравственных ценностей родителей школьников. Со слушателями вебинара была проведена техника «Модель будущего в виде дерева», проведен глубокий анализ по данной технике. По завершению выступления спикер предложила притчу «В прилавке у Бога», которая заставила слушателей погрузиться в собственный внутренний мир и задуматься о поступках. 

По окончании мероприятия были подведены итоги работы и проведена рефлексия методом опроса. Слушатели оценили работу спикеров на высоком уровне, отреагировав в чате, что вебинар был продуктивным, полезным и интересным. 

 
Аналитику составила Ортонова В.Б.