Первый Съезд психологических служб Забайкальского края «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И ДЕТСТВА. ВОЗМОЖНОСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ»

Первый Съезд психологических служб Забайкальского края «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И ДЕТСТВА. ВОЗМОЖНОСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ»

Аналитическая справка о работе практико-ориентированной площадки «Психологическая архитектура поддержки семьи».

Первый Съезд психологических служб Забайкальского края состоялся на базе ФГБОУ ВО «Забайкальского государственного университета» 20 ноября 2024 года, который посетили более 230 специалистов из различных сфер — образование, социальная защита, здравоохранение, культура, коммерческие организации и силовые ведомства. Основной целью съезда было обсуждение вопросов взаимодействия и создание оптимальных условий для предоставления психологической помощи семьям на территории региона.

    

Торжественное мероприятие началось с приветственных речей высокопоставленных гостей. Заместитель председателя правительства Забайкальского края Виктория Викторовна Бессонова в своей приветственной речи подчеркнула, что это мероприятие предоставит возможность специалистам из различных областей поделиться опытом и знаниями. Ректор Забайкальского Государственного университета Оксана Олеговна Мартыненко и Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае Наталья Александровна Эпова, акцентировали внимание на важности вопроса в совершенствовании системы психологической поддержки для семей и детей в регионе. Леся Геннадьевна Кольчугина и Людмила Константиновна Портнова представили этапы становления и развития психологии в Забайкальском крае, подчеркнули приоритетные направления в деятельности психологов.

После завершения официальной части мероприятия, работа продолжилась на шести тематических секциях. Институт развития образования на своей площадке организовали практическую деятельность, посвященную теме «Психологическая архитектура поддержки семьи».

Открыла работу площадки Елена Геннадьевна Щукина, к.психол.н.., заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». В своем выступлении спикер акцентировала внимание на актуальности выбранных тем в фокусе работы психолога с семьёй, подчеркнув важность психологической поддержки семьи и необходимости совершенствования профессиональных навыков психологов в области работы с семьями. На примере техник конструктивных переговоров, Елена Геннадьевна продемонстрировала эффективный способ выхода из внутрисемейных конфликтов, а через упражнение «Заветное фото…» участники смогли увидеть влияние опыта предыдущих поколений на свою семью и определить ведущие ресурсы.

Татьяна Зуферовна Холодова, педагог-психолог МБДОУ № 46 г. Чита, в продолжении темы Елены Геннадьевны, продемонстрировала метод сказка-терапии, как инструмента работы с молодыми семьями. Мастер – класс вызвал большой интерес у присутствующих. Татьяна Зуферовна представила данный метод, как процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и взаимоотношений в нем, связи между сказочными событиями и реальной жизнью, а также активизации внутренних ресурсов и потенциала личности родителей. По завершению была проведена содержательная рефлексия.

     

Татьяна Михайловна Сидько, педагог-психолог Ясногорской СОШ в рамках своего выступления рассмотрела признаки дисфункциональной и функциональной семьи и формы психолого – педагогической помощи с данной категорией семей. Далее спикер продемонстрировала мастер-класс «Психологическая помощь, как ключ к здоровым детско-родительским отношениям», где присутствующие смогли ответить на актуальные вопросы детско-родительских отношений, при этом определить для себя сильные стороны родительской компетенции и зоны роста, нуждающиеся в дополнительном внимании.

     

Людмила Константиновна Портнова, доцент КПиКп ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и Александра Николаевна Елизова, преподаватель КПиКП ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», продемонстрировали эффективные техники гармонизации взаимоотношений в семье.

Людмила Константиновна представила мастер-класс по конструктивной коммуникации через технику «Я-высказывания», метод межличностного общения, который помогает выразить свои чувства, потребности и ожидания без обвинений и критики в адрес собеседника.  Суть техники заключается в формулировании своих мыслей и чувств с акцентом на личном опыте и восприятии, а не на оценке поведения или характеристик другого человека.

Александра Николаевна презентовала проективную методику «Дом-дерево-дорога», цель которой заключалась в установлении баланса в детско-родительских отношениях. Спикер в своем выступлении обратила внимание на важность осознания семейных ролей и развитие способности конструктивного взаимодействия. Было отмечено, что данная методика может использоваться не только в коррекционной работе, но и в качестве дополнительного материала в диагностики детско-родительских отношений.

Мастер-класс «Психологическая архитектура поддержки для близких военных, участников СВО» представила Елена Викторовна Филатова, педагог-психолог ЗабКЛИ. Спикер обозначила необходимость в организации доступной психологической поддержки для каждого члена семьи участников СВО, так как это является важным элементом адаптации семьи к текущей ситуации и активизации ее ресурсов для дальнейшего функционирования. Были представлены техники по сохранению психологического здоровья и активизации внутренних ресурсов.      

Лариса Владимировна Петрова, психолог центра психолого- педагогической помощи «Ариадна» в рамках темы «Эмоциональная поддержка и ресурсы при работе с родителями и детьми, прибывшими из регионов локальных конфликтов», продемонстрировала эффективное использование арт-терапевтической методики «Шерстяная акварель». Было отмечено, что данная техника позволяет позитивно воздействовать на психоэмоциональное состояние человека, способствует избавляться от негативных эмоций и мыслей. Участники смогли сделать каждый свою картину, опираясь на представления о своем внутреннем представлении «образа – Я».

Тамара Андреевна Селина, методист КПиКП ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», продемонстрировала технику переосмысления и перестройки механизмов восприятия и мышления – рефрейминг. Спикер обозначила основные задачи рефрейминга в семье, акцентировав внимание на возможности возвращать проблемы членам семьи в таком виде, чтобы они могли посмотреть на них под другим углом зрения и продуктивно справиться с конфликтами. Участники секции смогли опробовать на себе данную технику, отметив ее пользу и эффективность.

В ходе работы площадки были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между психологами. Представленные мастер-классы вызывали интерес и активное взаимодействие между докладчиком и слушателями. Участники отметили важность таких мероприятий для укрепления профессиональных связей и обмена опытом, подчеркнув, что только совместными усилиями можно добиться значительных результатов в улучшении качества жизни населения.

По результатам съезда будет принята резолюция, которая станет основой для создания более эффективной системы психологической помощи семьям в Забайкальском крае. Съезд стал важным шагом на пути к созданию более гармоничного и поддерживающего общества, где каждый человек может получить необходимую психологическую помощь.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ участники заключительных этапов Всероссийского конкурса «Педагог – психолог года Забайкалья – 2023, 2024» и победители регионального этапа конкурса «Учитель-дефектолог Забайкалья-2024»

14 ноября 2024 года в рамках краевой научно-образовательной сессии «Инновационный дискурс  развития науки и образования в Забайкальском крае» работала Образовательная Мастерская (модераторы: Мысникова Эльвина Александровна, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»; Ортонова Валентина Батомункуевна, руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования Агинского ИПК).

Актуальность темы Образовательной Мастерской обусловлена тем, что данное мероприятие стало уникальной площадкой для обучения, общения и продвижения лучших практик.

В качестве спикеров были приглашены участники заключительных этапов Всероссийского конкурса по психологии и победители регионального этапа конкурса «Учитель-дефектолог Забайкалья-2024».

Мастер-класс «Техники саморегуляции и самопомощи при публичных выступлениях» представила Елизова А.Н., преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Спикер обратила внимание на важные психологические аспекты успешного выступления. Были продемонстрированы действенные техники саморегуляции  и настроя на  успешное выступление.

Мерик Татьяна Валерьевна, учитель-дефектолог ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», рассказала об использовании логопедического тренажера «Дэльфа» в работе сурдопедагога. Включает в себя оптимизированные упражнения по коррекции речевого дыхания, силы голоса, произношения гласных и согласных звуков.

Мастер-класс «Кубик Блума как инструмент формирования и совершенствования лексико-грамматического строя речи и критического мышления у обучающихся 7-9 лет» представила Захарова Ирина Сергеевна, педагог-дефектолог МБДОУ № 19. Спикер представила систему специальных приемов, обеспечивающих развитие критического мышления, сохранение и воспроизведение информации. Актуальность использования данной технологии заключается не только в развитии мышления, а именно в развитии «критического мышления» у детей с нарушениями развития.

Очирова Туяна Очировна, педагог-психолог МАОУ «Агинская СОШ № 4» городского округа ГО «Поселок Агинское» представила мастер-класс для педагогов по арттерапии с элементами китайской живописи У-Син «Техника пяти мазков». Спикер ознакомила педагогов с использованием нетрадиционной техники рисования. Участники смогли попробовать применить китайскую технику нанесения 5 мазков. Выступление вызвало отклик у слушателей.

     

 Спикер Щукина Елена Геннадьевна, педагог-психолог МЮДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 85» г. Читы, участник заключительного этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог – 2023», представила мастер-класс «Дневник успеха-как эффективная форма взаимодействия с родителями». Спикер отметила, что такая форма работы с родителями способствует формированию доверительных отношений педагогов и родителей. Данные дневники созданы для поощрения детей и повышения мотивации к выполнению заданий.  

     

Модераторы отметили, что Образовательная Мастерская создала ценные возможности для общения с коллегами, ознакомления с передовыми практиками в области использования инновационных технологий в образовательном процессе, развитии эффективных методик преподавания и обучения.

О работе площадки «Инноватика в образовании. Социальная и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан» (лучшие образовательные практики)

В рамках краевой научно-образовательной сессии «Инновационный дискурс развития науки и образования в Забайкальском крае» 14 ноября 2024 года на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» была развернута научно–практическая площадка «Инноватика в образовании. Социальная и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан (лучшие образовательные практики)». В работе площадки приняли участие заместители руководителей, педагоги-психологи и учителя-логопеды образовательных организаций Забайкальского края.

В ходе семинара участники смогли познакомиться с опытом работы в области социализации, психологической и языковой адаптации несовершеннолетних граждан в форме докладов и презентаций.

Открыла работу семинара Селина Тамара Андреевна, методист кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», в своем выступлении представила региональный опыт работы по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. Было отмечено, что ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан являются одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере образования, а из анализа работы ОО был определен и представлен алгоритм взаимодействия с детьми-мигрантами.

Сидько Татьяна Михайловна, педагог-психолог МБОУ «Ясногорская СОШ» в своем выступлении обратила внимание на комплексную работу службы сопровождения в СОШ в вопросах обучения детей биллингов. Была представлена вниманию участников программа социального театра, разработанная и реализованная на базе Ясногорской СОШ «Два крыла». Отмечалась необходимость участия ребенка-мигранта в работе социального театра в качестве актера, художника, декоратора, музыкального оформителя, что способствует компенсированию неудовлетворенности в других жизненных сферах и позволяет конкурировать с девиантными формами детских и подростковых проявлений.

Божничена Елизавета Васильевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 32 г.Читы, представила доклад «Технологии организации деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению иностранных граждан». Презентовала системную деятельность своей школы в вопросах работы с детьми — мигрантами. Для решения основной проблемы детей-инофонов в языковом барьере педагогами ОО было разработано пособие «Первые шаги в русском языке», которое успешно реализуется на базе школы. Была показана важность в поиске как можно более эффективных методов обучения детей с неродным русским языком.

Дудкина Мария Вячеславовна, методист-координатор по инклюзивному образованию МБОУ СОШ №19 г. Читы, обратила внимание на роль классного руководителя и педагога-психолога в создании поддерживающей среды, индивидуального подхода и содействие социальной интеграции.

Буликян Алла Артемовна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 19 г. Читы на примере трудностей психологической адаптации, обучающихся 5-8 классов с миграционной историей поделилась эффективными подходами, методами в диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Было отмечено, что из существующих форм организации образовательной деятельности наиболее эффективной в работе с детьми-мигрантами является коллективная форма работы. Помимо коллективной формы организации образовательной деятельности, успешно используется работа в паре.

Проблематика выступлений Янченко Натальи Ивановны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе и Котельниковой Марии Ивановны, тьютора МБОУ СОШ № 11 г. Чита, затронула вопросы билингвизма, несоответствия требований образовательных программ, различия в оценочных системах. Педагоги поделилась опытом комплексного подхода в организации социально-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и миграционной историей.

 Тарасова Анна Николаевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 11 в своем выступлении «Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ с миграционной историей» подчеркнула значимость коррекционной логопедической работы с детьми-инофонами. Именно уровень владения русским языком, по ее мнению, являются целью обучения на начальном этапе и необходимым условием социализации. Важную роль играют задания, направленные на развитие умения вести диалог, правильно произносить и употреблять в речи слова в соответствии с нормами русского языка.

 В ходе мероприятия были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами, внедряющими инновационные технологии в работе с детьми иностранными гражданами и детьми с миграционной историей.

Доклады участников дополняли друг друга и давали возможность нового видения обсуждаемых вопросов по данной теме. Все участники мероприятия отметили актуальность обсуждаемых проблем и проявили интерес к представленным коллегами практикам.  Участники семинара отметили ценность и системный подход в представленных методах и приемах работы с детьми-мигрантами.

Ссылка на фотоотчет: https://disk.yandex.ru/d/szKEF3wMxc3pbA

 

Круглый стол психологов СПО с преподавателями кафедры психологии.

    Встреча была посвящена теме «Методы и приёмы
психолого-педагогической работы со студентами «суицидального риска» в СПО».

    Проблема диагностики и профилактики суицидальных намерений среди детей и молодежи является одной из актуальных тем на сегодняшний день. Были рассмотрены варианты психологической диагностики, алгоритмы организации психолого-педагогического сопровождения и выявление уровня сформированности суицидальных намерений, а также этапы работы  с  несовершеннолетних «группы риска».

Информация о проведении КПК «Сохранение психологического здоровья участников образовательных отношений»

 Программа курсов повышения квалификации «Сохранение психологического здоровья участников образовательных отношений»  реализуется  в период с 18.11.2024 по 21.11.2024 г.

Picture background

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Психологическое же здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. 

 Цель реализации программы: развитие психолого-педагогической компетентности педагогов по укреплению и сохранению психологического здоровья участников образовательных отношений в соответствии с профессиональными стандартами. 

     Категория слушателей курсов: педагогические работники профессиональных образовательных организаций; педагогические работники образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования; педагогические работники дошкольных образовательных организаций; педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования.    

Для зачисления на курс необходимо пройти комплектование на сайте http://www.zabedu.ru/.

                                

Информация о проведении КПК «Развитие родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей»

11.11.2024 стартуют  курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Развитие родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей» на базе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» 

Picture background

Проблема формирования родительских компетенций во многом связана с отсутствием образовательного опыта у современных родителей. Занятость на работе, бытовые проблемы, материальные трудности отрицательно сказываются на содержании воспитательного процесса. Владение родителями психологическими и педагогическими знаниями позволяет им лучше понять ребенка, реализовать родительский потенциал, поверить в себя как родителя, создать эмоциональную близость с ребенком и принять свою родительскую роль.
Влияние семьи на ребенка огромно. В семье устанавливаются принципы нравственности, формируется отношение к миру, формируется характер.

Необходимость и важность развития родительских навыков в воспитании ребенка очевидна. В связи с этим, приглашаем на обучение педагогических работников образовательных организаций, занимающихся вопросами просвещения родителей по проблеме воспитания, обучения, социализации учащихся.

Сроки обучения с с 11.11.2024 по 14.11.2024. Объем программы 22 часа. Документ об окончании обучения: Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Комплектование на курс осуществляется на сайте http://www.zabedu.ru/