XV Всероссийский научно-практический с международным участием симпозиум

Состоялся XV Всероссийский научно-практический с международным участием симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями»

24-25 апреля 2025 года, в соответствии с планом Министерства образования и науки Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», состоялся XV Всероссийский научно-практический с международным участием симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями».

   В Симпозиуме, который включал в себя форматы очного и заочного участия (публикация статьи), приняли участие 200 человек: педагогические работники КНР, Молдовы, Забайкальского края, специалисты Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» (г. Москва), ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва), АОУ РХ ДПО «Хакаский институт развития образования и повышения квалификации» (Республика Хакасия, г. Абакан), ГБОУ «Республиканский центр образования» (Республика Бурятия), ФГБОУ ВО «ЗабГУ», ГК «ИстокАудио» (г. Москва).

Участники симпозиума обсудили широкий круг теоретико-методологических, философских, организационно-управленческих вопросов на пленарном заседании и в рамках проведения таких форм работы, как проблемные семинары, презентационные площадки, круглые столы.

В ходе работы тематических площадок были актуализированы следующие вопросы: изменения в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ; проблемы управления образованием лиц с ОВЗ и инвалидностью; вопросы методической компетентности педагога-дефектолога; проблемы обучения и социализации несовершеннолетних детей с ОВЗ с миграционной историей; практики профориентационной работы со школьниками с интеллектуальными нарушениями; образование детей, нуждающихся в длительном лечении; гражданское и патриотическое воспитание детей с ОВЗ.

                                

По итогам работы Симпозиума были сформулированы предложения, которые включены в резолюцию. А большая часть презентаций докладов участников планируется быть размещенной на сайте ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Информационное письмо о проведении заседания Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края

В соответствии с планом деятельности ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» (кафедра педагогики, психологии и образовательного менеджмента) и Региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество», Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края проводится заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края.

Заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края состоится 30 апреля 2025 года в смешанном формате (очно и дистанционно).

Время заседания: 13.00 – 17.30

Место проведения: г. Чита, ул. Красной Звезды, 51А, Институт развития образования.

Ссылка для подключения, чат Заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края

https://sferum.ru/?p=messages&join=epulP5G5b6dFrf5rFsbtDAwAF_Px6ssEPPw= текущий звоное

Информационное письмо 👉 Инф.письмо о засед Ассоц ИРО

Аналитический отчет о работе регионального методического объединения «Технологии взаимодействия с детьми, проявляющими особые способности в ОО»

В рамках исполнения приказа Министерства образования и науки Забайкальского края от 23 января 2025 г. № 44 «О проведении методических вебинаров со специалистами, курирующими Службу психолого-педагогического и социального сопровождения образовательных организаций Забайкальского края, педагогами-психологами, дефектологами и логопедами в 2025 году», в соответствии с планом Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кафедрой педагогики, психологии и образовательного менеджмента совместно с Муниципальным районом «Читинский район» 17 апреля 2025 года было проведено заседание регионального методического объединения  по теме «Технологии взаимодействия с детьми, проявляющими особые способности в ОО».

В заседании приняли участие более 70 человек из разных районов Забайкальского края.

Заседание открыла Елизова Александра Николаевна, преподаватель кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Она презентовала участникам сборник, который выпустили организаторы РМО, совместно с ИРО Заб. края — «Организация и проведение региональных методических объединений педагогов-психологов». В сборнике даны рекомендации по подготовке и проведению, описаны возможные формы представления материала, предложены некоторые требования для определения единого стиля формы подготовки и представления материалов спикеров. А также представлено положение о РМО педагогов-психологов. Сборник может быть полезным инструментом для тех, кому еще только предстоит представить опыт своей работы.

Также Александра Николаевна представила на открытое голосование 3 варианта логотипов, предложенных участниками прошлого заседания РМО, которые, по мнению организаторов РМО наиболее соответствуют концепции  ИРО и Ассоциации-педагогов-психологов.

Далее слово было передано представителям Читинского района.

Деятельность психолого-педагогической службы муниципального района «Читинский район» представила Степанова Светлана Владимировна, начальник отдела общего и дошкольного образования Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район».

Светлана Владимировна осветила особенности и направления деятельности психолого-педагогической службы района.

Хамитова Полина Андреевна, педагог-психолог МОУ СОШ с. Маккавеево представила кейс по диагностике одаренности в школе, а также опыт работы своей образовательной организации с детьми, проявляющими особые способности.

Попова Елена Владимировна, педагог-психолог МДОУ «Березка» с. Смоленка выступила с темой «Развитие творческого мышления детей, проявляющих особые способности в ДОУ через конструирование». Нельзя не отметить практичность технологии, и ее развивающий потенциал для детей дошкольного возраста.

Педагог-психолог МОУ СОШ пгт Атамановка Малышева Екатерина Георгиевна презентовала тренинг личностного роста для одаренных обучающихся. Такие формы групповых тренингов, в которые включены одаренные дети с проблемами социальной адаптации и коммуникации  обязательный элемент создания благоприятных условий в образовательной организации для развития и поддержки одаренности ребенка. К тому же, педагог-психолог, решая задачи сопровождения одаренного ребенка, через организацию тренинга решает попутно ряд других задач, которые могут возникать в классном коллективе.  

Гомбоева Дашима Гончиковна, педагог-психолог МОУ СОШ с. Угдан представила деловую игру для педагогов, как способ развития, углубления знаний и навыков работы педагогов с одаренными детьми.

Работа по сопровождению одаренных детей в ОО не может быть однонаправленной и заключаться только в работе непосредственно с детьми. В процесс должны быть вовлечены все участники образовательных отношений.

Завершила презентацию опыта Читинского района Алтурмесова Марина Сергеевна, педагог-психолог МДОУ «Родничок» пгт Новокручининский. Она представила вниманию участников РМО систему сопровождения одаренных детей в дошкольной образовательной организации. Система работы была представлена детально, последовательно, с презентацией работы, которая уже ведется в их образовательном учреждении.

По завершению выступления спикеров Читинского района Александра Николаевна, ведущая РМО, представила участникам результаты голосования за логотип. Победителем стал логотип № 3. Автор логотипа Томилова Елизавета. Ее ждут на кафедре педагогики, психологии и образовательного менеджмента ИРО для вручения заслуженной награды. В дальнейшем логотип будет использоваться всеми участниками методического объединения для оформления презентации своих работ, а также организаторами РМО.

Педагоги-психологи из муниципального района «Читинский район» осветили важное, актуальное направление работы педагога-психолога в образовательной организации. Благодарим их за активность и ответственный подход к подготовке к региональному методическому объединению.

Слушатели отметили, что спикеры интересно представили свои материалы, что информация была полезной и практикоориентированной.

В завершении заседания Регионального методического объединения Александра Николаевна напомнила всем участникам о том, что итогом завершения заседаний РМО в 2025 году будет выпуск сборника «Лучшие практики из опыта деятельности РМО», куда войдут 5 лучших практик, представленных педагогами-психологами районов края.

ОТЗЫВЫ О КОНКУРСЕ ОТ УЧАСТНИКОВ ОЧНОГО ЭТАПА

Участники очного этапа конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья» поделились впечатлениями от участия в конкурсе.

Капустина Оксана Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №17, с. Хушенга Хилокского района.

Конкурс «Педагог-психолог Забайкалья-2025» — это прекрасная возможность для меня проявить свои профессиональные и личностные качества, познакомиться с профессиональным опытом своих коллег.

 Получила много положительных эмоций от участников конкурса, жюри, услышала много теплых слов, поддержки.

Главный плюс для меня – это способность преодолеть все страхи, тревожность, которые возникали при подготовке в конкурсе, но и, конечно, в самом конкурсе. Ура! Я смогла все это преодолеть!

После конкурса произошли существенные качественные изменения в профессиональной деятельности, для себя взяла многое.

Участие в конкурсе однозначно полезно. Во-первых, для самих участников — каждый проходит свой путь представления опыта, и в процессе подготовки саморефлексия помогает осознать свои сильные профессиональные умения, практики, методы и техники, результаты в работе. Во-вторых, интересны участники и их опыт, происходит взаимообогащение и вдохновение, появляются инсайты и идеи для реализации в своем образовательном учреждении. В-третьих, участвуя в конкурсах, мы являемся примером для подражания в педколлективе, ощущаем большую поддержку и уважение со стороны коллег, доверие родителей, меняется отношение к психологической помощи.

Для каждого педагога-психолога – это точка опоры для личностного и профессионального роста.

Огромная благодарность всем тем людям, которые меня вдохновляли, настраивали и поддерживали! Огромное Вам спасибо!

Пастухова Ольга Александровна, педагог-психолог МОУ «Шилкинская СОШ №51», Шилкинский район

Педагог – психолог может называться практическим, востребованным психологом, только если сам постоянно учится, развивается и совершенствует свой профессиональный опыт, щедро делится им с коллегами, единомышленниками, со всеми участниками образовательного процесса.

Хотя подготовка и само участие в любых конкурсах — это большое волнение, напряжение, но для психолога — это мощный стимул к самосовершенствованию и самообразованию.

Приняв участие в Региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Педагог – психолог – 2025», я не только продемонстрировала свой опыт работы, но и посмотрела профессиональный опыт коллег. Кроме того, участие в данном конкурсе дало возможность посмотреть на себя со стороны, что помогло впоследствии составить самоанализ, отметив свои слабые и сильные стороны как педагога-психолога.

Данный конкурс стал для меня большим праздником, он запомнится на всю жизнь, как яркое и эмоциональное событие в будничной нашей действительности. Это праздник общения, взаимовыручки, забавных, профессиональных и даже драматических моментов, когда ты испытываешь весь спектр эмоций.

Во время данного мероприятия произошло единение людей профессии – психолог, данной энергии творчества и вдохновения, этого заряда хватит на длительное время.

Данный конкурс повысил мне самооценку, как профессионалу, дал понять, что я работаю не хуже других, появились силы и желание развиваться дальше в профессии.

 Участие в конкурсе помогло мне расширить границы, пообщаться со специалистами высочайшего уровня – это наше многоуважаемое жюри.  Жюри данного конкурса показали себя, как профессионалы с большой буквы: тактичные, мудрые, всегда шли навстречу, создавали комфортные условия на каждом этапе конкурса. А наш куратор конкурса – Щукина Елена Геннадьевна давала каждому участнику мощную профессиональную поддержку, при которой чувствовали себя защищенными и уверенными.

Таким образом, участие в данном мероприятии могло мне найти точку опоры для личностного и профессионального роста.

Это был нелегкий, но увлекательный путь!

Спасибо, за полученный опыт.

Чеснокова Людмила Владимировна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х», г. Чита.

Хочу поделиться впечатлениями от участия в краевом профессиональном педагогическом конкурсе Забайкалья 2025.

Конкурс прошёл достаточно быстро, в течении недели. За это время мы провели открытое занятие, психологическую консультацию, мастер-класс, блиц-интервью и пресс-конференцию. На всех испытаниях нас сопровождали, поддерживали члены жюри и сотрудники Института Развития Образования Забайкальского края. Жюри всегда внимательно, но объективно оценивали наши старания. Конечно, в ходе испытаний мы очень волновались, но к нам относились с огромным уважением, с пониманием относились к волнению, поддерживали и помогали справляться с эмоциями. Так же, были неформальные мероприятия: спортивные игры, беседы с Министром образования, тренинги. Хочется отметить работу психолога с конкурсантами в момент ожидания испытаний, это было очень нужно!

Огромное спасибо организаторам конкурса, членам жюри за насыщенное, продуктивное сотрудничество

Ульзуева Светлана Николаевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2, г. Чита

Хочу выразить огромную благодарность организаторам за прекрасный конкурс! Всё было продумано до мелочей: интересные задания, справедливое жюри и тёплая, дружеская атмосфера. 

Особенно порадовала четкая организация и оперативная обратная связь. Было видно, что вложено много сил и души, чтобы участники чувствовали себя комфортно и могли раскрыть свои таланты. 

Спасибо за возможность проявить себя, получить новые знания и познакомиться с единомышленниками.

Соснина Галина Анатольевна, педагог-психолог МОУ «Даурская СОШ», Забайкальский район

Хочу поделиться своими впечатлениями о конкурсе «Педагог-психолог Забайкалья — 2025», в котором мне посчастливилось участвовать. Этот опыт стал для меня не только возможностью продемонстрировать свои профессиональные достижения, но и стал источником вдохновения. Конкурс был организован на высоком уровне: тщательно подготовленные задания, интересные мастер-классы и профессиональные жюри сделали мероприятие насыщенным и познавательным.

 

Сомова Ирина Юрьевна, педагог-психолог  МБОУ Ясногорская СОШ, Оловяннинский район

Хочу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии.

Прежде всего хочу отметить высокую организацию конкурса. Все было глубоко продумано. Мною отмечена атмосфера поддержки жюри и взаимопомощи между участниками. Это стало важной частью мероприятия, поскольку мы все стремились к обмену опытом и знаниями. Работы коллег, с которыми удалось познакомиться, были уникальными и вдохновляющими, они позволили ознакомиться с новыми подходами и методами. Совместные обсуждения и вопросы участников и жюри после выступлений, были конструктивными и полезными.

Особенно я благодарна жюри за их профессионализм и объективность. Их комментарии, предложения и рекомендации – ценный источник информации и мотивации для дальнейшего развития.

Конкурс стал отличной возможностью не только демонстрации своих возможностей, но и источником обратной связи и новых идей для работы.

Спасибо за это замечательное событие!

Головкова Дарья Константиновна, педагог-психолог ЦППМСП «Дар» Забайкальского края

Недавно прошедший конкурс «Педагог-психолог года» оставил яркое впечатление, став не просто профессиональным состязанием, а настоящим праздником науки и практики психологии. Мероприятие, организованное на высшем уровне, собрало специалистов со всего Забайкальского края, продемонстрировавших не только глубокие знания, но и умение применять их в реальных жизненных ситуациях.

Для меня конкурс стал не просто соревнованием, а настоящим праздником профессионализма, творчества и душевной теплоты. Роль жюри в конкурсе невозможно переоценить. Для меня жюри не просто судьи — наставники, чей опыт освещает путь для будущих достижений.
Конкурс показал, что это не только смотр достижений, но и мотивация для профессионального сообщества развиваться, внедрять новые технологии. 
Педагоги-психологи — это люди, меняющие мир к лучшему!

Итоги конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2025»

31 марта состоялась торжественная церемония открытия Краевых профессиональных педагогических конкурсов.

Краевой конкурс «Педагог-психолог года Забайкалья — 2025» проводится с целью повышения профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования Забайкальского края, повышения престижа психологической службы в системе образования Забайкалья.

Задачи Конкурса отражают главные задачи современного образования: создание условий для самореализации педагогов-психологов, раскрытия их творческого потенциала; выявление талантливых педагогов-психологов системы образования Забайкалья, их поддержка и поощрение; распространение передового профессионального опыта педагогов-психологов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; тиражирование лучших психолого-педагогических практик и инновационных технологий оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

В 2025 году побороться за звание лучшего педагога-психолога Забайкальского края решили девять участниц: Головкова Дарья Константиновна (ЦППМСП «Дар» Забайкальского края), Наумова Вера Александровна (МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №99», г. Чита), Сомова Ирина Юрьевна (МБОУ Ясногорская СОШ, Оловяннинский район), Соснина Галина Анатольевна (МОУ «Даурская СОШ», Забайкальский район), Карелова Наталья Владимировна (МОУ «Красночикойская СОШ №2», Красночикойский район), Чеснокова Людмила Владимировна (МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х, г. Чита), Пастухова Ольга Александровна (МОУ «Шилкинская СОШ №51», Шилкинский район), Ульзуева Светлана Николаевна (МБОУ СОШ №2, г. Чита), Капустина Оксана Александровна (МБОУ СОШ №17, с. Хушенга Хилокского района).

Все конкурсные испытания оценивало профессиональное жюри, в состав которого вошли: Щукина Елена Геннадьевна, заведующая кафедрой педагогики, психологии и образовательного менеджмента «ИРО Забайкальского края», к.психол.н., председатель жюри; Портнова Людмила Константиновна, доцент кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента «ИРО Забайкальского края», к.психол.н., заместитель председателя; Кольчугина Леся Геннадьевна, специалист Управления общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края; Гольберт Евгения Владимировна, декан психолого-педагогического факультета  ФГБОУ ВО ЗабГУ, к.п.н.; Кузьмина Наталья Евгеньевна, директор Государственного учреждения социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие» Забайкальского края; Виноградова Нина Иннокентьевна, заведующая кафедрой психологии образования ФГБОУ ВО ЗабГУ, д.психол.н.; Селина Тамара Андреевна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента «ИРО Забайкальского края».

Заочный этап Конкурса проводился с 1 марта по 25 марта 2025 года и включал в себя экспертизу материалов, представленных конкурсантами. Участникам необходимо было пройти два конкурсных испытания — «Характеристика профессиональной деятельности участника» и «Визитная карточка». Не все претенденты достойно справились с поставленными в испытаниях задачами и прошли в очный этап Конкурса. Из 18 заявок, были отобраны только девять.

Первыми конкурсными испытаниями очного этапа конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья-2025» были «Открытое занятие» и «Профессиональный кейс», которые состоялись 1 и 2 апреля 2025 года.

В формате конкурсного испытания «Открытое занятие»   предполагалось проведение занятия в очной форме в общеобразовательной организации. Целью испытания ставилась оценка уровня профессионально-личностных качеств педагога-психолога, его профессионального мастерства.

 Площадками для проведения открытых занятий стали МБДОУ № 71 и МБОУ СОШ № 49 г. Читы. Возрастная группа (класс) выбиралась конкурсантками.

Были представлены занятия на развитие эмоциональной и когнитивной сфер детей,  развитие навыков эффективной коммуникации, профориентации, а также  на развитие навыков жизнестойкости.

Участницы при проведении психологического занятия показали профессионализм, креативность и способность презентовать свои профессиональные компетенции в стрессовой ситуации.

     

Фрагменты испытания «Открытое занятие»

Вторым конкурсным испытанием был «Профессиональный кейс». Цель испытания — оценка компетенции педагога-психолога по структурированию проблемы, анализу данных и нахождению оптимального решения.

Формат конкурсного испытания предполагал решение поставленных задач посредством психологического консультирования. Участникам были предложены проблемные ситуации, связанные с детско-родительскими отношениями, эмоциональным выгоранием педагогов, психологической профилактикой отклоняющегося поведения в образовательной среде, профессиональными отношениями в коллективе, буллингом и мн. др.

Члены жюри отметили, что все педагоги-психологи достойно справились с испытаниями, старались найти подход к каждому клиенту и оказать помощь и поддержку в его запросе. Но, в соответствии с условиями Конкурса, не все участницы прошли во второй тур очного этапа. Во второй тур вышла пятерка педагогов-психологов: Головкова Д. К., Наумова В. А., Соснина Г.А., Чеснокова Л.К., Капустина О.А.

Фрагменты испытания «Профессиональный кейс»

3 апреля прошел второй тур очного этапа Конкурса, который включал два конкурсных испытания: «Мастер-класс» и «Блиц-интервью».

В рамках конкурсного испытания «Мастер-класс» предполагалось публичное выступление, демонстрирующее опыт реализации психолого-педагогической практики и (или) инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений. Цель испытания заключается в демонстрация профессионального мастерства в области презентации и трансляции инновационного психологического опыта в ситуации профессионального взаимодействия.

Фрагменты испытания «Мастер-класс»

Участники при проведении мастер-классов презентовали интересные, эффективные техники, показали профессионализм и креативность. Были предложены мастер-классы с использованием техник арт-терапии, эффективные методы работы с использованием искусственного интеллекта с родителями детей с ОВЗ,  применение системы Монтессори в семейном воспитании.

Целью конкурсного испытания «Блиц-интервью» является  демонстрация профессионального мастерства и трансляция инновационного психологического опыта.  Испытание проводилось в форме экспресс-интервью по актуальным проблемам психологии образования (в формате «вопрос-ответ»). Тематические направления конкурсного задания определялись в соответствии с положениями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и спецификой деятельности педагога-психолога на разных уровнях образования.

Конкурсантки успешно справились с данным испытанием и показали свои знания в области психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, психологической безопасности образовательной среды в образовательных организациях, а также аргументировали свое толерантное и интолерантное отношение к ряду вопросов, касающихся специфики профессиональной сферы психологов в образовании.

      Третий тур очного этапа конкурса состоялся 4 апреля. Это было заключительное испытание — «Пресс-конференция». В ходе пресс-конференции финалисты Краевого конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2025» представили свою позицию по актуальным проблемам развития образования. Общение с финалистами Конкурса регламентировалось модератором, которым выступила победитель краевого конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2021» Волкова Оксана Геннадьевна.

Фрагменты испытания «Пресс-конференция»

         Участники активно обсуждали предложенную проблематику, отстаивали свою точку зрения, вступали в дискуссию. Эксперты активно включались в процесс работы и предлагали варианты методологических позиций при обсуждении проблем.

      По итогам прохождения всех конкурсных испытаний победителем стала Головкова Дарья Константиновна, педагог-психолог ЦППМСП «Дар» Забайкальского края. Второе место заняла Чеснокова Людмила Владимировна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х, г. Чита. Третье место заняла Соснина Галина Анатольевна, педагог-психолог МОУ «Даурская СОШ», Забайкальский район).

      Уже в этом году Дарье Константиновне предстоит ответственная и очень почетная миссия – представить Забайкальский край на Всероссийском уровне.

Победитель конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2025» Головкова Д.К.

Аналитическая справка третьего тура конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья -2025»

Третий этап конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья -2025» стартовал 4 апреля 2025 года и включил себя конкурсное испытание «Пресс-конференция»
 
     Цель: демонстрация способности конкурсантов к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития образования.
    Формат конкурсного испытания: пресс-конференция, в ходе которой финалисты Краевого конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2025» представляют свою позицию по актуальным проблемам развития образования. Общение с финалистами Конкурса регламентируются модератором.
    Для обсуждения участкам были предложены следующие вопросы:
    1. Обозначьте наиболее острые проблемы, которые затрудняют эффективную работу Психологической службы в системе образования.
    2. Прокомментируйте новое направление совершенствования работы Психологической службы — проектирование и запуск цифровой платформы Психологической службы образования.
    3. Каковы основные преимущества и недостатки он-лайн обучения с точки зрения психологии?
     4. Перспективные направления в деятельности психологической службы.
 
    Участники активно обсуждали предложенную проблематику, отстаивали свою точку зрения, вступали в дискуссию. Эксперты активно включились в процесс работы и предлагали варианты методологических позиций при обсуждении проблем. Пресс-конференцию проводила Волкова Оксана Геннадьевна, победитель краевого конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2021».

Аналитическая справка конкурсного испытания «Блиц-интервью»

Целью конкурсного испытания «Блиц-интервью» была   демонстрация профессионального мастерства и трансляция инновационного психологического опыта.

 В формате данного конкурсного испытания проводилось экспресс-интервью по актуальным проблемам психологии образования (в формате «вопрос-ответ»). Тематические направления конкурсного задания определялись в соответствии с положениями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и спецификой деятельности педагога-психолога на разных уровнях образования.

Конкурсантки успешно справились с данным испытанием и показали свои знания в области  психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, психологической безопасности образовательной среды в образовательных организациях, а также аргументировали свое толерантное и интолерантное отношение к ряду  вопросов, касающихся специфики профессиональной сферы психологов в образовании.


         

Аналитическая справка второго тура конкурса «Педагог-психолог Забайкалья-2025»

3 апреля 2025 года стартовал второй тур конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья-2025»

Участникам предстояло пройти два конкурсных испытания: «Мастер -класс» и «Блиц-интервью». На данный этап конкурса вышли педагоги — психологи:

Головкова Дарья Константиновна – «Центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи «ДАР» Забайкальского края».

Соснина Галина  Анатольевна – МОУ «Даурская СОШ», Забайкальский край.

Наумова Вера Александровна – МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 99», г. Чита.

Чеснокова Людмила Владимировна – МБОУ «СОШ № 10 им. Героя Советского Союза В.Х. Буйницкого», г. Чита.

Пастухова Ольга Александровна – МОУ «Шилкинская СОШ № 51», Шилкинский район.

Цель конкурсного испытания «Мастер-класс» — демонстрация профессионального мастерства в области презентации и трансляции инновационного психологического опыта в ситуации профессионального взаимодействия. В рамках данного конкурсного испытания предполагалось публичное выступление, демонстрирующее опыт реализации психолого-педагогической практики и (или) инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляемых в рамках профессиональной деятельности Конкурсанта.

Участники при проведении мастер-классов презентовали интересные, эффективные техники, показали профессионализм и креативность.

Головкова Дарья Константиновна  презентовала мастер класс «Эффективные методы работы с использованием искусственного интеллекта с родителями детей с ОВЗ».

Соснина Галина  Анатольевна представила мастер-класс «Проектная мастерская: психологический уголок уюта и безопасности».

Наумова Вера Александровна показала технологию практического применения системы Монтессори в семейном воспитании.

Чеснокова Людмила Владимировна провела мастер-класс «Эмоциональное загорание:  ваяние внутреннего баланса».

Пастухова Ольга Александровна продемонстрировала технику «Айрисфолдинг», как метод  поддержки эмоционального благополучия педагогов.

Аналитическая справка с конкурсного испытания «Профессиональный кейс»

1-2 апреля проходило конкурсное испытание «Профессиональный кейс».

Цель данного испытания заключалась в оценке компетенции педагога-психолога по структурированию проблемы, анализу данных и нахождению оптимального решения.

Формат конкурсного испытания заключался в необходимости решить поставленную задачу перед конкурсантами посредством психологического консультирования. Время испытания регламентировалось положением конкурса. Участникам были предложены проблемные ситуации, связанные с детско-родительскими отношениями, эмоциональным выгоранием педагогов, психологической профилактикой отклоняющегося поведения в образовательной среде, профессиональными отношениями в коллективе, буллингом и мн. др.

Педагоги-психологи достойно справились с испытаниями, старались найти подход к каждому клиенту и оказать помощь и поддержку в его запросе.

 

аналитическая справка с очного этапа конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья»

Прошли первые дни конкурсных испытаний очного этапа конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья». Открытые занятия проходили на базе МБДОУ №71 и МБОУ «СОШ №49» г. Читы и ГОУ «Забайкальского краевого лицея-интерната». Все участницы уверенно справились с испытаниями, показав профессионализм, креативность и способность презентовать свои профессиональные компетенции в стрессовой ситуации.

Головкова Дарья Константиновна (ЦППМСП «Дар» Забайкальского края) свое занятие «Сундучок эмоций» представила в виде игры, в которой дети отправились в увлекательное путешествие в поисках сундучка с эмоциями. Во время путешествия дети получали новые знания об эмоциях, играли, выполняли задания с применением интерактивных технологий. На занятии царила гармоничная и веселая атмосфера, которая способствовала достижению поставленных целей и задач

Занятие Наумовой Веры Александровны (МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №99», г. Чита) «Блоки с цилиндрами – вкладышами» было направлено на отработку навыка зрительно воспринимать величину предмета, через Монтессори материал. Вместе с героями-зверятами дети учились дружить и решать поставленные задачи. Занятие было очень увлекательным для детей.

       На занятии Сомовой Ирины Юрьевны (МБОУ Ясногорская СОШ, Оловяннинский район) дети определили преимущества и различия между реальным/живым общением и виртуальным. Так же были обозначены пути эффективной коммуникации. Предложенные упражнения и игры способствовали снятию напряжения и раскрепощению детей, дали возможность проявить индивидуальность, позитивное отношения к сверстникам, навыки совместной деятельности.

Соснина Галина Анатольевна (МОУ «Даурская СОШ», Забайкальский район) на своем занятии «В МИРЕ ЭМОЦИЙ» совершенствовала знания и навыки по эмоциональному интеллекту у детей через осознание и понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Был создан благоприятный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера. Ребята были погружены в сказочную атмосферу игры «Тока-Бока», они тренировались в умении управлять своими эмоциями при помощи упражнений и игр. Занятие было интересным, необычным и увлекательным.

      Карелова Наталья Владимировна (МОУ «Красночикойская СОШ №2», Красночикойский район) свое занятие по профориентации начала с вопроса «Какими вы видите профессии будущего?». После дискуссии ребятам была предложена работа в подгруппах по созданию образа выбранной профессии. Дети очень вдохновились предложенным заданием и творчески подошли к выполнению. Работа завершилась яркими презентациями получившихся проектов. Прощаясь с ребятами, Наталья Владимировна вручила будущим выпускникам информационные буклеты.

       Чеснокова Людмила Владимировна (МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х, г. Чита) предложила 8-му классу занятие на развитие навыка жизнестойкости через преодоление трудности. В начале занятия было проведено упражнение на определение актуального эмоционального состояния учащихся. В дискуссионном формате было сформировано представление о понятии «жизнестойкости». Учащиеся апробировали арт-упражнение (рисование дыханием при помощи трубочки). Рефлексия показала заинтересованность ребят в вопросе стрессоустойчивости и ресурсировании собственного состояния.

Пастухова Ольга Александровна (МОУ «Шилкинская СОШ №51», Шилкинский район) представила вниманию экспертов занятие на тему- “Я учусь владеть собой” по отработки навыков психологической подготовки к экзаменам, повышению уверенности в себе и в своих силах. Методом мозгового штурма ребята закрепляли навыки уверенного поведения в стрессовых ситуациях. Далее учащимся в рамках темы встречи было предложено задание по созданию лэпбука, к которому они подошли творчески и с интересом. Занятие было содержательным, чувствовалась вовлеченность детей на протяжении всего времени.

Ульзуева Светлана Николаевна (МБОУ СОШ №2, г. Чита) провела занятие с элементами психологического тренинга по профилактике буллинга среди младших подростков на тему: «Вместе мы -сила». Используя арт-терапевтический метод создания мандалы, ребята учились эффективно взаимодействовать в команде, прислушиваться и уважать мнение друг друга. Занятие было ярким, познавательным и нашло отклик у ребят.

Капустина Оксана Александровна (МБОУ СОШ №17, с. Хушенга Хилокского района) на своем занятии с учениками   5 класса совершила путешествие в мир эмоций. Ребята с удовольствием рассказывали об эмоциональных состояниях, играли, отвечали на вопросы, выполняли задания. Дети были погружены в рабочую атмосферу, они тренировались в умении управлять своими эмоциями. Занятие было интересным и увлекательным.