О работе площадки «Инноватика в образовании. Социальная и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан» (лучшие образовательные практики)

В рамках краевой научно-образовательной сессии «Инновационный дискурс развития науки и образования в Забайкальском крае» 14 ноября 2024 года на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» была развернута научно–практическая площадка «Инноватика в образовании. Социальная и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан (лучшие образовательные практики)». В работе площадки приняли участие заместители руководителей, педагоги-психологи и учителя-логопеды образовательных организаций Забайкальского края.

В ходе семинара участники смогли познакомиться с опытом работы в области социализации, психологической и языковой адаптации несовершеннолетних граждан в форме докладов и презентаций.

Открыла работу семинара Селина Тамара Андреевна, методист кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», в своем выступлении представила региональный опыт работы по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. Было отмечено, что ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан являются одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере образования, а из анализа работы ОО был определен и представлен алгоритм взаимодействия с детьми-мигрантами.

Сидько Татьяна Михайловна, педагог-психолог МБОУ «Ясногорская СОШ» в своем выступлении обратила внимание на комплексную работу службы сопровождения в СОШ в вопросах обучения детей биллингов. Была представлена вниманию участников программа социального театра, разработанная и реализованная на базе Ясногорской СОШ «Два крыла». Отмечалась необходимость участия ребенка-мигранта в работе социального театра в качестве актера, художника, декоратора, музыкального оформителя, что способствует компенсированию неудовлетворенности в других жизненных сферах и позволяет конкурировать с девиантными формами детских и подростковых проявлений.

Божничена Елизавета Васильевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 32 г.Читы, представила доклад «Технологии организации деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению иностранных граждан». Презентовала системную деятельность своей школы в вопросах работы с детьми — мигрантами. Для решения основной проблемы детей-инофонов в языковом барьере педагогами ОО было разработано пособие «Первые шаги в русском языке», которое успешно реализуется на базе школы. Была показана важность в поиске как можно более эффективных методов обучения детей с неродным русским языком.

Дудкина Мария Вячеславовна, методист-координатор по инклюзивному образованию МБОУ СОШ №19 г. Читы, обратила внимание на роль классного руководителя и педагога-психолога в создании поддерживающей среды, индивидуального подхода и содействие социальной интеграции.

Буликян Алла Артемовна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 19 г. Читы на примере трудностей психологической адаптации, обучающихся 5-8 классов с миграционной историей поделилась эффективными подходами, методами в диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Было отмечено, что из существующих форм организации образовательной деятельности наиболее эффективной в работе с детьми-мигрантами является коллективная форма работы. Помимо коллективной формы организации образовательной деятельности, успешно используется работа в паре.

Проблематика выступлений Янченко Натальи Ивановны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе и Котельниковой Марии Ивановны, тьютора МБОУ СОШ № 11 г. Чита, затронула вопросы билингвизма, несоответствия требований образовательных программ, различия в оценочных системах. Педагоги поделилась опытом комплексного подхода в организации социально-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и миграционной историей.

 Тарасова Анна Николаевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 11 в своем выступлении «Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ с миграционной историей» подчеркнула значимость коррекционной логопедической работы с детьми-инофонами. Именно уровень владения русским языком, по ее мнению, являются целью обучения на начальном этапе и необходимым условием социализации. Важную роль играют задания, направленные на развитие умения вести диалог, правильно произносить и употреблять в речи слова в соответствии с нормами русского языка.

 В ходе мероприятия были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами, внедряющими инновационные технологии в работе с детьми иностранными гражданами и детьми с миграционной историей.

Доклады участников дополняли друг друга и давали возможность нового видения обсуждаемых вопросов по данной теме. Все участники мероприятия отметили актуальность обсуждаемых проблем и проявили интерес к представленным коллегами практикам.  Участники семинара отметили ценность и системный подход в представленных методах и приемах работы с детьми-мигрантами.

Ссылка на фотоотчет: https://disk.yandex.ru/d/szKEF3wMxc3pbA