ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ участники заключительных этапов Всероссийского конкурса «Педагог – психолог года Забайкалья – 2023, 2024» и победители регионального этапа конкурса «Учитель-дефектолог Забайкалья-2024»

14 ноября 2024 года в рамках краевой научно-образовательной сессии «Инновационный дискурс  развития науки и образования в Забайкальском крае» работала Образовательная Мастерская (модераторы: Мысникова Эльвина Александровна, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»; Ортонова Валентина Батомункуевна, руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования Агинского ИПК).

Актуальность темы Образовательной Мастерской обусловлена тем, что данное мероприятие стало уникальной площадкой для обучения, общения и продвижения лучших практик.

В качестве спикеров были приглашены участники заключительных этапов Всероссийского конкурса по психологии и победители регионального этапа конкурса «Учитель-дефектолог Забайкалья-2024».

Мастер-класс «Техники саморегуляции и самопомощи при публичных выступлениях» представила Елизова А.Н., преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Спикер обратила внимание на важные психологические аспекты успешного выступления. Были продемонстрированы действенные техники саморегуляции  и настроя на  успешное выступление.

Мерик Татьяна Валерьевна, учитель-дефектолог ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», рассказала об использовании логопедического тренажера «Дэльфа» в работе сурдопедагога. Включает в себя оптимизированные упражнения по коррекции речевого дыхания, силы голоса, произношения гласных и согласных звуков.

Мастер-класс «Кубик Блума как инструмент формирования и совершенствования лексико-грамматического строя речи и критического мышления у обучающихся 7-9 лет» представила Захарова Ирина Сергеевна, педагог-дефектолог МБДОУ № 19. Спикер представила систему специальных приемов, обеспечивающих развитие критического мышления, сохранение и воспроизведение информации. Актуальность использования данной технологии заключается не только в развитии мышления, а именно в развитии «критического мышления» у детей с нарушениями развития.

Очирова Туяна Очировна, педагог-психолог МАОУ «Агинская СОШ № 4» городского округа ГО «Поселок Агинское» представила мастер-класс для педагогов по арттерапии с элементами китайской живописи У-Син «Техника пяти мазков». Спикер ознакомила педагогов с использованием нетрадиционной техники рисования. Участники смогли попробовать применить китайскую технику нанесения 5 мазков. Выступление вызвало отклик у слушателей.

     

 Спикер Щукина Елена Геннадьевна, педагог-психолог МЮДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 85» г. Читы, участник заключительного этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог – 2023», представила мастер-класс «Дневник успеха-как эффективная форма взаимодействия с родителями». Спикер отметила, что такая форма работы с родителями способствует формированию доверительных отношений педагогов и родителей. Данные дневники созданы для поощрения детей и повышения мотивации к выполнению заданий.  

     

Модераторы отметили, что Образовательная Мастерская создала ценные возможности для общения с коллегами, ознакомления с передовыми практиками в области использования инновационных технологий в образовательном процессе, развитии эффективных методик преподавания и обучения.

О работе площадки «Инноватика в образовании. Социальная и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан» (лучшие образовательные практики)

В рамках краевой научно-образовательной сессии «Инновационный дискурс развития науки и образования в Забайкальском крае» 14 ноября 2024 года на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» была развернута научно–практическая площадка «Инноватика в образовании. Социальная и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан (лучшие образовательные практики)». В работе площадки приняли участие заместители руководителей, педагоги-психологи и учителя-логопеды образовательных организаций Забайкальского края.

В ходе семинара участники смогли познакомиться с опытом работы в области социализации, психологической и языковой адаптации несовершеннолетних граждан в форме докладов и презентаций.

Открыла работу семинара Селина Тамара Андреевна, методист кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», в своем выступлении представила региональный опыт работы по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. Было отмечено, что ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан являются одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере образования, а из анализа работы ОО был определен и представлен алгоритм взаимодействия с детьми-мигрантами.

Сидько Татьяна Михайловна, педагог-психолог МБОУ «Ясногорская СОШ» в своем выступлении обратила внимание на комплексную работу службы сопровождения в СОШ в вопросах обучения детей биллингов. Была представлена вниманию участников программа социального театра, разработанная и реализованная на базе Ясногорской СОШ «Два крыла». Отмечалась необходимость участия ребенка-мигранта в работе социального театра в качестве актера, художника, декоратора, музыкального оформителя, что способствует компенсированию неудовлетворенности в других жизненных сферах и позволяет конкурировать с девиантными формами детских и подростковых проявлений.

Божничена Елизавета Васильевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 32 г.Читы, представила доклад «Технологии организации деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению иностранных граждан». Презентовала системную деятельность своей школы в вопросах работы с детьми — мигрантами. Для решения основной проблемы детей-инофонов в языковом барьере педагогами ОО было разработано пособие «Первые шаги в русском языке», которое успешно реализуется на базе школы. Была показана важность в поиске как можно более эффективных методов обучения детей с неродным русским языком.

Дудкина Мария Вячеславовна, методист-координатор по инклюзивному образованию МБОУ СОШ №19 г. Читы, обратила внимание на роль классного руководителя и педагога-психолога в создании поддерживающей среды, индивидуального подхода и содействие социальной интеграции.

Буликян Алла Артемовна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 19 г. Читы на примере трудностей психологической адаптации, обучающихся 5-8 классов с миграционной историей поделилась эффективными подходами, методами в диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Было отмечено, что из существующих форм организации образовательной деятельности наиболее эффективной в работе с детьми-мигрантами является коллективная форма работы. Помимо коллективной формы организации образовательной деятельности, успешно используется работа в паре.

Проблематика выступлений Янченко Натальи Ивановны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе и Котельниковой Марии Ивановны, тьютора МБОУ СОШ № 11 г. Чита, затронула вопросы билингвизма, несоответствия требований образовательных программ, различия в оценочных системах. Педагоги поделилась опытом комплексного подхода в организации социально-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и миграционной историей.

 Тарасова Анна Николаевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 11 в своем выступлении «Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ с миграционной историей» подчеркнула значимость коррекционной логопедической работы с детьми-инофонами. Именно уровень владения русским языком, по ее мнению, являются целью обучения на начальном этапе и необходимым условием социализации. Важную роль играют задания, направленные на развитие умения вести диалог, правильно произносить и употреблять в речи слова в соответствии с нормами русского языка.

 В ходе мероприятия были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами, внедряющими инновационные технологии в работе с детьми иностранными гражданами и детьми с миграционной историей.

Доклады участников дополняли друг друга и давали возможность нового видения обсуждаемых вопросов по данной теме. Все участники мероприятия отметили актуальность обсуждаемых проблем и проявили интерес к представленным коллегами практикам.  Участники семинара отметили ценность и системный подход в представленных методах и приемах работы с детьми-мигрантами.

Ссылка на фотоотчет: https://disk.yandex.ru/d/szKEF3wMxc3pbA

 

Круглый стол психологов СПО с преподавателями кафедры психологии.

    Встреча была посвящена теме «Методы и приёмы
психолого-педагогической работы со студентами «суицидального риска» в СПО».

    Проблема диагностики и профилактики суицидальных намерений среди детей и молодежи является одной из актуальных тем на сегодняшний день. Были рассмотрены варианты психологической диагностики, алгоритмы организации психолого-педагогического сопровождения и выявление уровня сформированности суицидальных намерений, а также этапы работы  с  несовершеннолетних «группы риска».

Информация о проведении КПК «Сохранение психологического здоровья участников образовательных отношений»

 Программа курсов повышения квалификации «Сохранение психологического здоровья участников образовательных отношений»  реализуется  в период с 18.11.2024 по 21.11.2024 г.

Picture background

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Психологическое же здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. 

 Цель реализации программы: развитие психолого-педагогической компетентности педагогов по укреплению и сохранению психологического здоровья участников образовательных отношений в соответствии с профессиональными стандартами. 

     Категория слушателей курсов: педагогические работники профессиональных образовательных организаций; педагогические работники образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования; педагогические работники дошкольных образовательных организаций; педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования.    

Для зачисления на курс необходимо пройти комплектование на сайте http://www.zabedu.ru/.

                                

Информация о проведении КПК «Развитие родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей»

11.11.2024 стартуют  курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Развитие родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей» на базе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» 

Picture background

Проблема формирования родительских компетенций во многом связана с отсутствием образовательного опыта у современных родителей. Занятость на работе, бытовые проблемы, материальные трудности отрицательно сказываются на содержании воспитательного процесса. Владение родителями психологическими и педагогическими знаниями позволяет им лучше понять ребенка, реализовать родительский потенциал, поверить в себя как родителя, создать эмоциональную близость с ребенком и принять свою родительскую роль.
Влияние семьи на ребенка огромно. В семье устанавливаются принципы нравственности, формируется отношение к миру, формируется характер.

Необходимость и важность развития родительских навыков в воспитании ребенка очевидна. В связи с этим, приглашаем на обучение педагогических работников образовательных организаций, занимающихся вопросами просвещения родителей по проблеме воспитания, обучения, социализации учащихся.

Сроки обучения с с 11.11.2024 по 14.11.2024. Объем программы 22 часа. Документ об окончании обучения: Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Комплектование на курс осуществляется на сайте http://www.zabedu.ru/

Аналитический отчет о работе регионального методического объединения «Техники и технологии психологического сопровождения семей, находящихся в кризисной ситуации»

       В рамках исполнения приказа Министерства образования и науки Забайкальского края от 31 января 2023 г. № 63 «О проведении методических вебинаров со специалистами, курирующими Службу психолого-педагогического и соци  ального сопровождения образовательных организаций Забайкальского края, педагогами-психологами, дефектологами и логопедами в 2024 году», в соответствии с планом Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кафедрой психологии и коррекционной педагогики совместно с Муниципальным районом «Петровск-Забайкальский район» 24 октября 2024 года было проведено заседание регионального методического объединения  по теме «Техники и технологии психологического сопровождения семей, находящихся в кризисной ситуации».

        В заседании регионального методического объединения приняли участие более 70 человек из разных районов Забайкальского края.

       Заседание открыла Елизова Александра Николаевна, преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», обозначив организационные, содержательные вопросы и направления работы мероприятия.

       Якимова Евгения Владимировна, старший методист Управления образования администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» представила систему деятельности методического объединения педагогов-психологов Петровск-Забайкальского района и обозначила основные направления работы.

       Баранова Марина Николаевна, руководитель районного методического объединения, педагог-психолог СОШ с. Баляга,  в своем выступлении представила характеристику кризисных ситуаций в семье, а также принципы, обеспечивающие эффективность эмоциональной поддержки. Презентовала мастер-класс «Скульптура семьи». Суть методики в том, что каждый член семьи по очереди показывает своё понимание внутрисемейных отношений, запечатлевая их в виде живой скульптуры так, чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к другу.  Представленный мастер-класс вызвал большой интерес у участников заседания регионального методического объединения.

       Соколова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог МОУ СОШ с. Тарбагатай представила презентацию техники «4 цветовых зоны в воспитании ребенка». Данная техника позволяет родителям отследить попустительские и авторитарные «зоны» семейного воспитания. Техника, безусловно, носит практический характер и должна быть в арсенале педагогов-психологов образовательных организаций.