Итоги конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2025»

31 марта состоялась торжественная церемония открытия Краевых профессиональных педагогических конкурсов.

Краевой конкурс «Педагог-психолог года Забайкалья — 2025» проводится с целью повышения профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования Забайкальского края, повышения престижа психологической службы в системе образования Забайкалья.

Задачи Конкурса отражают главные задачи современного образования: создание условий для самореализации педагогов-психологов, раскрытия их творческого потенциала; выявление талантливых педагогов-психологов системы образования Забайкалья, их поддержка и поощрение; распространение передового профессионального опыта педагогов-психологов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; тиражирование лучших психолого-педагогических практик и инновационных технологий оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

В 2025 году побороться за звание лучшего педагога-психолога Забайкальского края решили девять участниц: Головкова Дарья Константиновна (ЦППМСП «Дар» Забайкальского края), Наумова Вера Александровна (МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №99», г. Чита), Сомова Ирина Юрьевна (МБОУ Ясногорская СОШ, Оловяннинский район), Соснина Галина Анатольевна (МОУ «Даурская СОШ», Забайкальский район), Карелова Наталья Владимировна (МОУ «Красночикойская СОШ №2», Красночикойский район), Чеснокова Людмила Владимировна (МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х, г. Чита), Пастухова Ольга Александровна (МОУ «Шилкинская СОШ №51», Шилкинский район), Ульзуева Светлана Николаевна (МБОУ СОШ №2, г. Чита), Капустина Оксана Александровна (МБОУ СОШ №17, с. Хушенга Хилокского района).

Все конкурсные испытания оценивало профессиональное жюри, в состав которого вошли: Щукина Елена Геннадьевна, заведующая кафедрой педагогики, психологии и образовательного менеджмента «ИРО Забайкальского края», к.психол.н., председатель жюри; Портнова Людмила Константиновна, доцент кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента «ИРО Забайкальского края», к.психол.н., заместитель председателя; Кольчугина Леся Геннадьевна, специалист Управления общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края; Гольберт Евгения Владимировна, декан психолого-педагогического факультета  ФГБОУ ВО ЗабГУ, к.п.н.; Кузьмина Наталья Евгеньевна, директор Государственного учреждения социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие» Забайкальского края; Виноградова Нина Иннокентьевна, заведующая кафедрой психологии образования ФГБОУ ВО ЗабГУ, д.психол.н.; Селина Тамара Андреевна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента «ИРО Забайкальского края».

Заочный этап Конкурса проводился с 1 марта по 25 марта 2025 года и включал в себя экспертизу материалов, представленных конкурсантами. Участникам необходимо было пройти два конкурсных испытания — «Характеристика профессиональной деятельности участника» и «Визитная карточка». Не все претенденты достойно справились с поставленными в испытаниях задачами и прошли в очный этап Конкурса. Из 18 заявок, были отобраны только девять.

Первыми конкурсными испытаниями очного этапа конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья-2025» были «Открытое занятие» и «Профессиональный кейс», которые состоялись 1 и 2 апреля 2025 года.

В формате конкурсного испытания «Открытое занятие»   предполагалось проведение занятия в очной форме в общеобразовательной организации. Целью испытания ставилась оценка уровня профессионально-личностных качеств педагога-психолога, его профессионального мастерства.

 Площадками для проведения открытых занятий стали МБДОУ № 71 и МБОУ СОШ № 49 г. Читы. Возрастная группа (класс) выбиралась конкурсантками.

Были представлены занятия на развитие эмоциональной и когнитивной сфер детей,  развитие навыков эффективной коммуникации, профориентации, а также  на развитие навыков жизнестойкости.

Участницы при проведении психологического занятия показали профессионализм, креативность и способность презентовать свои профессиональные компетенции в стрессовой ситуации.

     

Фрагменты испытания «Открытое занятие»

Вторым конкурсным испытанием был «Профессиональный кейс». Цель испытания — оценка компетенции педагога-психолога по структурированию проблемы, анализу данных и нахождению оптимального решения.

Формат конкурсного испытания предполагал решение поставленных задач посредством психологического консультирования. Участникам были предложены проблемные ситуации, связанные с детско-родительскими отношениями, эмоциональным выгоранием педагогов, психологической профилактикой отклоняющегося поведения в образовательной среде, профессиональными отношениями в коллективе, буллингом и мн. др.

Члены жюри отметили, что все педагоги-психологи достойно справились с испытаниями, старались найти подход к каждому клиенту и оказать помощь и поддержку в его запросе. Но, в соответствии с условиями Конкурса, не все участницы прошли во второй тур очного этапа. Во второй тур вышла пятерка педагогов-психологов: Головкова Д. К., Наумова В. А., Соснина Г.А., Чеснокова Л.К., Капустина О.А.

Фрагменты испытания «Профессиональный кейс»

3 апреля прошел второй тур очного этапа Конкурса, который включал два конкурсных испытания: «Мастер-класс» и «Блиц-интервью».

В рамках конкурсного испытания «Мастер-класс» предполагалось публичное выступление, демонстрирующее опыт реализации психолого-педагогической практики и (или) инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений. Цель испытания заключается в демонстрация профессионального мастерства в области презентации и трансляции инновационного психологического опыта в ситуации профессионального взаимодействия.

Фрагменты испытания «Мастер-класс»

Участники при проведении мастер-классов презентовали интересные, эффективные техники, показали профессионализм и креативность. Были предложены мастер-классы с использованием техник арт-терапии, эффективные методы работы с использованием искусственного интеллекта с родителями детей с ОВЗ,  применение системы Монтессори в семейном воспитании.

Целью конкурсного испытания «Блиц-интервью» является  демонстрация профессионального мастерства и трансляция инновационного психологического опыта.  Испытание проводилось в форме экспресс-интервью по актуальным проблемам психологии образования (в формате «вопрос-ответ»). Тематические направления конкурсного задания определялись в соответствии с положениями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и спецификой деятельности педагога-психолога на разных уровнях образования.

Конкурсантки успешно справились с данным испытанием и показали свои знания в области психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, психологической безопасности образовательной среды в образовательных организациях, а также аргументировали свое толерантное и интолерантное отношение к ряду вопросов, касающихся специфики профессиональной сферы психологов в образовании.

      Третий тур очного этапа конкурса состоялся 4 апреля. Это было заключительное испытание — «Пресс-конференция». В ходе пресс-конференции финалисты Краевого конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2025» представили свою позицию по актуальным проблемам развития образования. Общение с финалистами Конкурса регламентировалось модератором, которым выступила победитель краевого конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2021» Волкова Оксана Геннадьевна.

Фрагменты испытания «Пресс-конференция»

         Участники активно обсуждали предложенную проблематику, отстаивали свою точку зрения, вступали в дискуссию. Эксперты активно включались в процесс работы и предлагали варианты методологических позиций при обсуждении проблем.

      По итогам прохождения всех конкурсных испытаний победителем стала Головкова Дарья Константиновна, педагог-психолог ЦППМСП «Дар» Забайкальского края. Второе место заняла Чеснокова Людмила Владимировна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х, г. Чита. Третье место заняла Соснина Галина Анатольевна, педагог-психолог МОУ «Даурская СОШ», Забайкальский район).

      Уже в этом году Дарье Константиновне предстоит ответственная и очень почетная миссия – представить Забайкальский край на Всероссийском уровне.

Победитель конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья – 2025» Головкова Д.К.