Аналитическая справка о проведении вебинара «Формы активного взаимодействия с участниками образовательных отношений»

17 февраля 2022 года состоялся региональный тематический вебинар «Формы активного взаимодействия с участниками образовательных отношений».

Вебинары проводятся в соответствии с приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 13.01.2022 г. № 13 «О проведении методических вебинаров  для специалистов Службы психолого – педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края на 2022 год», с планом деятельности Региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество», Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» (кафедра психологии и коррекционной педагогики). 

Свой опыт работы, современные психолого-педагогические методы и формы, активно используемые на индивидуальных, коррекционных, групповых занятиях с детьми, родителями, коллегами представили педагоги – психологи МР «Балейский район».

 Участники вебинара

На вебинар подключились  более 140 человек из 16 районов края. Наибольшее количество участников – это педагоги-психологи из Краснокаменского, Борзинского, Оловянинского, Хилокского районов.

Вебинар открыла Портнова Людмила Константиновна, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края». Она сделала анонс предстоящих образовательных событий для педагогов-психологов, отметив важные:

  1. В 2022 году продолжается серия региональных вебинаров для специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края «Современные методы и формы активного взаимодействия с участниками образовательных отношений». Даты, ответственные определены в приказе МО ЗК от 13 января 2022 года № 13 «О проведении методических вебинаров для специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края (педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов) на 2022 год. http://blog.zabedu.ru/psy
  2. С 27 января 2022 года начались годичные курсы повышения квалификации «Управление муниципальной службой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования в условиях ФГОС», 36 часов – информационное письмо размещено на сайте ИРО ЗК http://irozk.ru
  3. Продолжается набор слушателей на курсы профессиональной переподготовки «Практическая психология образования», 260 часов, 15.02.22 – декабрь 2022, диплом установленного образца, стоимость обучения – 30.000 рублей, информационное письмо размещено на сайте ИРО ЗК http://irozk.ru
  4. Специалисты, курирующие вопросы деятельности службы ППиСС, готовят материал для информационного сборника  «Панорама муниципальных моделей Службы психолого-педагогического  и социального сопровождения системы образования Забайкальского края», информационное письмо ИРО ЗК http://irozk.ru
  5. 25 марта 2022 года проводится межрегиональная научно-практическая конференция «Практическая психология в новой образовательной реальности», он-лайн. В рамках конференции проводится  Ассоциация педагогов-психологов образования Забайкальского края, информационное письмо размещено  http://irozk.ru     http://blog.zabedu.ru/psy .  Оформление заявки https://forms.gle/LikhzjNx7Y8cMerk7
  6. Приглашаем принять участие в XII Всероссийском симпозиуме с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями». В рамках симпозиума проводится региональный конкурс мастер-классов педагогов-психологов по эффективным психолого-педагогическим технологиям взаимодействия педагога с детьми с ОВЗ «Я рекомендую ..», информационное письмо размещено на сайте    http://irozk.ru   http://blog.zabedu.ru/psy

Старчак Елена Леонидовна, психолог отдела общего образования и воспитания администрации МР «Балейский район» 

 

кратко представила особенности методической работы,  статистические данные   педагогов – психологов по району, отметив, что не у всех педагогов – психологов  имеется оборудование,  необходимое для эффективной работы,  не у всех имеется отдельный кабинет, но педагоги-психологи стараются использовать современные психолого-педагогические методы и формы при работе с обучающимися, активно участвуют в  традиционных антинаркотических акциях «Неболит», «Родительский урок», «Классный час», Неделя психологии, «Корабль детства», социально – психологических акциях,  семинарах, в тесном сотрудничестве с ГУ «Центр «Семья», проходят КПК, занимаются самообразованием.

Педагог – психолог МКОУ «НОШ №3» Вагина Юлия Дмитриевна, представила свой опыт работы по теме: «Мандала –терапия как способ регуляции эмоционального состояния».

    

 

В своём выступлении Юлия Дмитриевна рассказала о технике  мандала как инструменте  арт-терапии, который по мнению известных психологов (Э. Крамер «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия» (Kramer, 1958, 1971, 1979), В. Ловенфельд (Lowenfeld, 1939, 1947), и  E. Кейн (Cane, 1951)  является очень мощным методом глубинной диагностики и коррекции. Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях разума, включая механизмы саморегуляции. Качества мандалы: универсальность, развитие творческих способностей, безоценочность,  безопасность, простота в применении, связь с бессознательным. 

Мандалу можно создавать разными способами — из песка, дерева, с помощью рисунка, пластилина, вышивки, а также можно сложить из камня или сплести из разноцветных ниток.

В практической части своего выступления Юлия Дмитриевна познакомила с этапами плетения мандалы из разноцветных ниток, с техникой плетения «Пояс»,   «Квадрат», «Звезда», представила работы детей, педагогов, родителей. Особое внимание уделила значению цвета, эффективности использования данного метода. В конце своего выступления педагог – психолог провела обратную связь со всеми участниками вебинара, используя технику  онлайн – голосования. 

В ходе голосования выяснилось, что некоторые из слушателей используют в своей работе элементы арт – терапии. При ответе на вопрос «Была ли предложенная тема о методе плетения интересна и полезна слушателям» получили данные, что тема интересна и многие хотели бы изучить этот метод более подробно и применить в своей деятельности.  

Педагогом – психологом МКДОУ «Детский сад №7 «Солнышко» Декиной Еленой Николаевной был представлен мастер – класс по теме: «Обеспечение  психолого  —  педагогической поддержки  семьи  в   вопросах  развития  и образования».

В процессе проведения мастер – класса, используя различные игровые упражнения «Запрет», «Коробка», занимательное упражнение «Стаканы», Елена Николаевна наглядно и ярко показала необходимость и важность процесса воспитания в совместной деятельности  родителей и детей, положительное влияние этой деятельности на воспитание ребёнка.

 

С видео материалами можно познакомиться по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=nWhuT-P-LhI, https://www.youtube.com/watch?v=TzlvNUqkW1s, https://www.youtube.com/shorts/54O6uD6cTuU

Елена Николаевна вовлекала участников вебинара в совместную деятельность, подтверждая высказывания А.С. Макаренко, о том, что  «Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом» и В.А. Сухомлинского «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее».

Воспитывая ребёнка, мы воспитываем и самих себя. Будьте хорошим примером для своих детей. В конце выступления были предложены рекомендации, памятки для родителей. Обратная связь для участников вебинара проводилась с использованием электронной доски Linoit.

Завершило вебинар интересное, творческое выступление педагога – психолога МКОУ «ООШ №4» Титовой Натальи Николаевны на тему  «Методы и приемы работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников».

В процессе выступления представлен как теоретический, так и практический материал по развитию эмоциональной сферы школьников. 

Для создания положительного микроклимата  Наталья Николаевна в своей работе использует упражнение «Создание рисунка по кругу». 

С участниками вебинара такое упражнение попробовали провести в режиме онлайн.  Все с удовольствием попробовали поработать, создав общий рисунок на электронной доске. Также участникам вебинара  были представлены элементы игровых технологий по работе с детскими страхами. Педагоги-психологи воспитывали свой страх, выполняя практическое задание спикера. 

Затем вниманию участников были представлены упражнения для поднятия настроения, развития положительных эмоций: «Волшебный стул», «Спиннер грусти», «Блестящее настроение», «Шкатулка добрых дел». С видеозаписями фрагментов занятий можно познакомиться по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=TzlvNUqkW1s   

https://youtu.be/Hh7K5awg-0E

 

В своем выступлении Наталья Николаевна еще показала коррекционные приемы по работе с гневом: «Стаканчик для крика», «Копилка обид». 

В ходе вебинара Наталья Николаевна активизировала деятельность слушателей: они отвечали на вопросы, выполняли задания, упражнения, тесты. 

Итоговое голосование участников показало, что для всех тема вебинара была интересной и полезной. 

 

Аналитический материал подготовила психолог отдела общего образования и воспитания МР «Балейский район» Старчак Е.Л.