В рамках вебинара «Игровые технологии в профориентационной работе», организованного 21 октября 2021 г. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края был представлен опыт работы социально-психологической службы Шелопугинского района.
Структура социально-психологической службы муниципалитета представлена районным Комитетом образования, как центральным организационным и координационным элементом, взаимодействующим:
— с районным методическим объединением психологов, социальных педагогов и логопедов,
— со службами социально-психологического сопровождения образовательных учреждений,
— с консультационными пунктами в дошкольных образовательных учреждениях,
— с психолого-медико-педагогической комиссией,
— с кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края, с Министерством образования и краевой ПМПК центра «Дар».
Ведущими целями деятельности социально-психологической службы являются следующие ведущие направления:
1 — создание условий для эффективного социально-психологического сопровождения социальных и образовательных учреждений,
2 — непрерывное качественное профессиональное развитие специалистов службы.
3 — информационно-разъяснительная работа посредством виртуального методического кабинета.
Во исполнение выдвинутых целей и задач сегодня во всех основных и средних школах имеются ставки педагогов-психологов и социальных педагогов, которые занимают в преобладающем большинстве работники с малым стажем работы.
Помимо недостаточного опыта практической работы у части сотрудников, в деятельности муниципальной социально-психологической службы можно выделить такую сопутствующую проблему как получение образования социальными педагогами и прохождение курсов повышения квалификации специалистами службы.
Основным принципом деятельности службы является постулат:
Профориентационная работа службы во многом зависит от административного и социально-экономического расположения района. Особенностями шелопугинского района является удаленность от краевого центра, отсутствие в районе градообразующих предприятий,а также дотационный характер экономических поступлений в муниципалитет, что накладывает неблагоприятный отпечаток на проведение профориентационных мероприятий для учеников образовательных учреждений района. Сложившаяся обстановка стала вызовом для специалистов социально-психологической службы и побудила их на поиск доступных и эффективных методов профориентационной работы, которыми впоследствии стали профориентационные игры.
Успешным опытом стало проведение профориентационных квестов. Специалистами службы (психолог МОУ Шелопугинской СОШ Якимова Анна Александровна и социальный педагог Белоголова Алёна Анатольевна) был разработан и проведен квест «Профнавигатум». Выполняли задания квеста вместе с детьми в интерактивном режиме и слушатели курсов.
Некоторые фрагменты из профориентационного направления работы представили специалисты СПС МОУ Вершино-Шахтаминской СОШ –психолог Селина Альбина Анатольевна и социальный педагог Борисова Елена Николаевна, психолог МОУ Больше-Тонтойской ООШ Занина Олеся Николаевна и психолог МОУ Шивиинской ООШ Казакова Ольга Тимофеевна.