28 октября 2021 года состоялось очередное заседание Ассоциации педагогов-психологов края

28 октября состоялось очередное плановое заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края. Проходило в дистанционном формате. Подключилось более 76 слушателей из 15 районов Забайкальского края.
Заседание состояло из 2-х частей: организационной и тематической.

Началось заседание с отчета председателя Ассоциации Портновой Л.К. о деятельности общественной организации за 2021 год. Людмила Константиновна отметила, что одним из эффективных механизмов, способствующих непрерывному повышению профессионального мастерства специалистов являются общественные профессиональные объединения. В данном случае выстроена стройная организационно-управленческая структура деятельности Ассоциации, направленная не только на совершенствование профессиональных компетенций педагога-психолога, но и содействие в изучении, обобщении и распространении инновационных психологических практик; формирование позитивного общественного мнения о психологической помощи для всех участников образовательных отношений и др.
Одним из важных мероприятий Ассоциации является организация методических занятий в форме региональных вебинаров «Современные методы и формы активного взаимодействия с участниками образовательных отношений» (Приказ МО ЗК от 26 марта 2021 г. № 314 «О проведении семинаров-совещаний для педагогов-психологов образовательных организаций»)

для специалистов, курирующих вопросы психолого – педагогического и социального сопровождения образовательной деятельности, методистов – психологов и педагогов-психологов для оказания эффективной помощи по развитию профессиональных компетенций, выявлению и работе с профессиональными дефицитами педагогов-психологов на муниципальном уровне. Удалось активизировать деятельность муниципальных служб, перевести серию вебинаров в категорию курсов повышения квалификации «Управление муниципальной Службой психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования в условиях ФГОС» с прохождением процедуры итоговой аттестации и выдачей удостоверения.

Кроме этого члены Ассоциации ежегодно участвуют во Всероссийском симпозиуме с международным участием «Современные подходы к организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», предлагая свой опыт в разнообразных формах активного социально-психологического обучения – мастер-классы, дискуссионные и презентационные площадки. Презентация лучших практик с детьми с ОВЗ, педагогами, родителями осуществляется и на межрегиональных вебинарах «Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ». Деятельность Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края презентуется на международном уровне: доклад о деятельности Ассоциации был представлен в ноябре 2020 года на XI международной научно-практической интернет-конференции «Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты». Доклад о деятельности Ассоциации прозвучал на заседании правления региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество» в декабре 2020 года. В рамках августовских совещаний был подготовлен и проведен вебинар, где рассматривались очень важные вопросы: нормативно-правовое обеспечение деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения, вопросы методического обеспечения деятельности педагогов-психологов на муниципальном уровне, актуальное состояние муниципальных Служб психолого-педагогического сопровождения.
На заседании Ассоциации подведены итоги регионального конкурса муниципальных моделей Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края. Первое место присуждается Петровой Ирине Валерьевне (главный специалист Комитета по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» г. Краснокаменск), награда — грамота и денежная премия в 4.000 рублей. 2 место — Сидько Татьяне Михайловне, педагог-психолог МБОУ «Ясногорская СОШ» п. Ясногорск, награда — грамота и денежная премия в 3.800 рублей. 3 место — Рахманиной Виктории Михайловне, начальник отдела психолого-педагогического медико-социального сопровождения МАУ «ГНМЦ», награда — грамота и денежная премия в 3.500 рублей. Носыревой Раисе Ивановне (методист Комитета образования муниципального района «Хилокский район») вручен диплом участника и награда денежной премией в 1.500 рублей.
Данные мероприятия, организованные Ассоциацией педагогов – психологов Забайкальского края, позволяют расширить представления о деятельности психологов в образовании, вдохновиться новыми идеями. Это прекрасная возможность виртуального общения с коллегами Забайкальского края, презентация практико-ориентированных, востребованных разработок.
Один из важных вопросов заседания – выборы председателя. Людмила Константиновна предложила на пост председателя Ассоциации кандидатуру Тимофеевой Нины Геннадьевны, зам. директора по учебно-методической работе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ДАР, педагог-психолог высшей квалификационной категории, является разработчиком федеральных и региональных проектов, активный член Ассоциации.
Для обсуждения были предложены проект плана деятельности Ассоциации, список членов совета Ассоциации и график вебинаров на 2022 год.

Ссылка https://docs.google.com/spreadsheets/d/1iUACAMtuerohG1ABGq3FeiSIVtCG_-zwRjbhNyE-1sA/edit#gid=284378840.

Вторая часть заседания проводилась в форме профессионального полилога по теме «Обычный ребенок или будущий потенциальный преступник?». Для актуализации проблемы были приглашены специалисты из других ведомств: Вазанова Тамара Алексеевна, медицинский психолог Кризисной службы ГКУЗ ККПБ им. В. Х Кандинского, главный внештатный психолог здравоохранения и Кащенко Мария Владимировна, старший психолог отделения психологического обеспечения ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю, майор внутренней службы. Обозначили поведенческие нарушения в подростковом возрасте. Татьяна Константиновна Клименко, декан социально-психологического факультета ЗабГУ, д.п.н., анонсировала и сделала комментарии к Меморандуму о развитии и поддержке классного руководства, который был утвержден на I Всероссийском форуме классных руководителей в Москве, 9 – 10 октября 2021 года, выделив психологические аспекты взаимодействия.
Была организована интерактивная площадка по определению приоритетов в содержании деятельности при сотрудничестве участников образовательных отношений: психолог – учитель-предметник, психолог – классный руководитель, психолог – семья. Спикерами выступили педагоги-психологи школ города Читы: Андрушко Анна Ивановна (МБОУ «СОШ № 36»), Лиханова Любовь Николаевна (МБОУ «СОШ №9»), Лазарева Ксения Александровна (МБОУ «СОШ № 26») и педагоги-психологи Центра ППМСП ДАР: Тимофеева Нина Геннадьевна, Волкова Оксана Геннадьевна и Центра ППМСП Семья: Шибаева Ксения Владимировна.

Тема заседания выбрана не случайно. Трагические события в стенах образовательных учреждений Перми и Казани заставляют реагировать на проблему деструктивного поведения молодежи все общество. В разговоре с экспертами убийца 9 человек раскрыл причины, по которым решился на массовое убийство. По словам Галявиева, мотивом была ненависть. «Я просто мир ненавидел, с ненавистью и пошел стрелять», — сказал обвиняемый.
Социологи, проводившие в ходе исследования, так называемые глубинные интервью с подростками, отбывавшими срок в колонии сделали портрет. Вот типичный «герой» — семиклассник из небольшого города. Щуплый, слабый на вид, он «сидит в телефоне», иногда выходит с компанией, чтобы «повеселиться». В школе учится плохо, но может учиться лучше. Среди одноклассников может «задирать» слабых, унижать других детей, но делает это с опаской и осторожно. Живет с замотанной матерью и отчимом, который его не воспринимает как члена семьи – не замечает (или без отчима). Мать иногда проводит воспитательные беседы, которые не имеют никакого результата. Друзей практически нет. Ревнует мать к маленькому брату и с возмущением отталкивает его от себя: «Как я могу его любить, он же мальчик!!!». Если сестра, то она является источником агрессии – обзывает ее, периодически ей достается физическая доля агрессии. Обыкновенный мальчишка. Узнаёте соседа?
Социологи, опрашивавшие таких подростков, считают, что у них с самого раннего возраста деформирована вся система жизненных ценностей. Им хочется самоутвердиться, что-то совершить, найти у окружающих признание, приобрести друзей, но это плохо получается. Стремления к творчеству или желания что-то создать нет: сплошной «комплекс Герострата», бессмысленное и беспощадное разрушение. И пустота. Собираются «на раёне», пьют пиво или водку, пробуют наркотики, а потом всей толпой идут, наводя страх на прохожих. Им хочется «красивой жизни», богатой, обеспеченной и независимой, но прилагать к этому долгие усилия неинтересно, да и нелегко. Значит, остается самый простой путь: отнять мобильник у прохожего, угнать машину, пройтись по улице компанией, от которой шарахаются прохожие, — «чтоб уважали крутых пацанов!».
Хотелось еще раз обратить внимание школы, семьи, общества на эту проблему. Самое легкое — кивать на кризис или бедность, свести все к «плохому воспитанию». Но, необходимо помнить старую истину: дети делятся на плохо воспитанных и наших. Общество и государство порой боятся признать, что ответственность на них, и дело не в каком-то форс-мажоре последних лет. Агрессия подростков — симптом нашего общего глубокого социального нездоровья. Распад семей и разрыв привычных связей между людьми, громадные противоречия между бедными и богатыми, между Россией провинциальной и мегаполисами, практически не движущиеся «социальные лифты»… Жизнь молодого человека представляет собой сплошные «не»: он не чувствует себя нужным, ему некуда податься и нечем себя занять, родителям, школе и государству не до него. В этой ситуации молодежь действительно либо «уходит в себя», либо сбивается в некие стаи, чтобы все-таки почувствовать себя «своими», сильными и значимыми.
В процессе интерактивного взаимодействия участников заседания Ассоциации мы постарались найти способы, формы, методы, пути решения этой непростой и общей проблемы.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1wn70EGxsbHJ6wXlmOGBb5sckEZF8nTIRtcm9-FBI9Lc/edit#gid=0 взаимодействие с семьей.
https://drive.google.com/file/d/18G0Nay_Bqj7wkd65Qam96a7uDPfFVz6S/view?usp=sharing работа специалистов с семьей
http://pedlib.ru/Books/2/0070/2_0070-266.shtml#book_page_top Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.—— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—школе). Материал по теме в главе 4 – взаимодействие учителя-предметника с обучающимися.

Аналитику заседания Ассоциации подготовила Л.К. Портнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *